Глава 1. Теоретические основы развития правильного звукопроизношения у
детей дошкольного возраста..................................................................................4
1.1. Причины нарушения звукопроизношения.....................................................4
1.2. Система работы по формированию правильного звукопроизношения......8
Глава 2. Методики коррекции нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста...........................................................................................10
Глава 3. Конспект занятий с детьми первой младшей группы «Растишки» МДОУ «Детский сад № 112» по сказке «Репка»................................................11
Список используемой литературы.......................................................................13
Введение
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.
Предлагаемые исследования по коррекции звукопроизношения апробирована в работе с детьми младшего дошкольного возраста на базе первой младшей группы «Растишки» МДОУ «Детский сад № 112».
Заключение
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что
ВЫБОРОЧНО
плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Список литературы
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Сост. В.П. Балабанова и др. – СПб., 2001.
2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. – СПб., 2004.
3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.
4. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
5. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: практический курс. – М., 2003.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.