Вход авторов



Методика обучения изложению в начальной школе [510] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Методика обучения изложению в начальной школе
Номер работы : 510
Вид работы : Курсовые работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы над изложением 7
1.1. Лингвистические основы 7
1.2. Психологические основы 9
1.3. Методические основы 13
Выводы по главе I 14
Глава 2. Методика обучению изложению (анализ учебников и программ) 15
2.1. Изучение истории методики 15
2.2. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся начальной школы 21
2.3. Методы исследования в методике преподавания русского языка 23
Выводы по главе II 27
Глава 3. Экспериментальная 30
3.1. Констатирующий эксперимент 30
3.2. Обучающий эксперимент 35
3.3. Контрольный эксперимент 42
Выводы по главе III 46
Заключение 47
Список используемой литературы 52
Приложения 54


Внимание!!! Если вам по каким то параметрам не подошла данная готовая работа, у вас есть возможность заказать у наших партнеров индивидуальное выполнение дипломной работы, подготовку курсового проекта, написание диссертации либо научной статьи по вашим требованиям, с учетом методических рекомендаций вашего ВУЗа и научного руководителя.

Введение

Актуальность исследования. Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников.

ВЫБОРОЧНО

 деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Значение работы по развитию дара слова для жизни, для развития умственных и творческих способностей

ВЫБОРОЧНО

языку еще существуют нерешенные проблемы. Так, в современной методике обучения русскому языку все большую актуальность приобретает проблема обучения связной речи. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая (устная и письменная) речь − показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения

ВЫБОРОЧНО

 Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

В рамках школьного образования в процессе формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное, основное важную роль играет работа над изложением текста. Кроме того, обучение изложениям способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность.

В педагогической практике еще существуют нерешенные вопросы в обучении изложению. Об этом свидетельствуют ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах. Так, младшие школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в изложениях младших школьников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием.

Сказанное определяет необходимость совершенствования методики обучения изложению, а значит, и актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования является

ВЫБОРОЧНО

чении изложению.

Предмет исследования − методическая система

ВЫБОРОЧНО

 обучения изложению.

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную и экспериментально

ВЫБОРОЧНО

речи на основе обучения изложению учащихся начальных классов.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению изложению могла бы повысить уровень сформированности точности и лаконичности

ВЫБОРОЧНО

м коммуникативно-речевым умениям система упражнений.

Поставленная цель, предмет и гипотеза исследования предполагали решение следующих задач:

1)     установить психологические, лингвистические и методические основы исследуемой проблемы;

2)     выявить уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания текста, путем проведения и анализа результатов

3)     ВЫБОРОЧНО

4)     системы формирования точности и лаконичности связной речи в процессе обучения изложению учащихся начальных классов (посредством проведения и анализа результатов контрольного эксперимента).

Методологическую основу исследования составляют деятельностный подход к проблеме порождения высказывания в рамках теории речевой деятельности (Л.И. Айдарова, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя,

ВЫБОРОЧНО

Ладыженская, М.Р. Львов, Л.Д. Мали, Н.А. Пленкин, Н.И. Политова, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Г.А. Фомичева, Л.А. Ходякова, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева и др.).

Характер поставленных задач определял выбор методов исследования: изучение и теоретический анализлингвистической, психологической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения изложению текста на уроках русского языка и чтения в начальной школе; изучение

ВЫБОРОЧНО

проведенных экспериментов в экспериментальном и контрольном классах.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

Поставленная в курсовой работе проблема формирования и развития точности и лаконичности речи младших школьников в процессе обучения изложению решена следующим образом:

1.                 Изучение психологической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы позволило выделить теоретические основы обучения изложению младших школьников. Психологической основой обучения изложению является учение о речевой деятельности и процессе порождения высказывания. В качестве лингвистических основ методической работы над изложением мы рассматриваем лингвистику текста, стилистику, культуру речи.

2.                 В результате анализа психологической литературы процесс обучения изложению учащихся был рассмотрен с позиции теории речевой деятельности на основе концепции Л.С. Выготского о внутренней речи, а также описаны основные механизмы порождения связного высказывания в соответствии с тремя основными подходами к данной проблеме: психологическим (И.А. Зимняя), лингвистическим (Т.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова ), психолингвистическим (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина).

В качестве наиболее разработанной и универсаль­ной нами принята модель порождения речевого высказывания, предложенная А.А. Леонтьевым, в которой речевое высказывание предстает как особый вид деятельности со своей целью и структурой.

3.                 Рассмотрен механизм порождения конкретно связной письменной речи. Анализ и обобщение концепций таких отечественных ученых, как Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.П. Негурэ, позволили сделать следующий вывод: механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Однако механизмы письменной речи формируются не сразу, а постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения.

4.                 Изучение лингвистической литературы позволило охарактеризовать основополагающие для тематики курсовой работы понятия "точность речи" и "лаконичность речи". Точность речи мы определили следующим образом: это оптимальное словоупотребление; это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль, адекватно передают описываемую ситуацию. Лаконичность (краткость) речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать мысль наименьшим коли­чеством слов, без неоправданного внутритекстового дублиро­вания.

5.                 Анализ современных программ по русскому языку и развитию связной речи учащихся начальных классов показал, что в большинстве рассмотренных программ не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению детей созданию текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к изложениям младших школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися четвертых классов.

6.                 В рамках курсовой работы сформулированы требования к текстам, выбираемым для изложений в начальных классах. Тексты должны быть:

1) доступными и интересными детям;

2) познавательными и воспитывающими;

3) понятными и несложными по композиции;

4) безупречными в языковом отношении;

5) повество­вательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения);

6) включать ­диалоги (по возможности);

7) содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).

7.                 В ходе анализа методической литературы выделены специальные коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания текстов: умение выделять главное (существенное) в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли; умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

8.                 Раскрыты требования к изложениям младших школьников, по которым можно отслеживать уровень сформированности конкретных речевых умений, а именно: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

9.                 Результаты констатирующего эксперимента выявили достаточно низкий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания текста, а также таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность, что еще раз подтвердило актуальность систематической работы над формированием и развитием данных умений.

10.            Основной целью экспериментального обучения изложению учащихся четвертого класса было научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

11.            Экспериментальное обучение предполагало ознакомление младших школьников с необходимым минимумом адаптированных теоретических знаний о сокращенной форме передачи информации (способах и приемах компрессии текста, структуре и правилах построения текста), что выступало бы в качестве научной основы методической системы формирования коммуникативно-речевых умений.

12.            В соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания текста, в рамках курсовой работы разработана система упражнений по обучению изложению с целью формирования и развития точности и лаконичности связной речи младших школьников.

13.             В целях наиболее эффективного формирования специальных коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания текста, в данном исследовании определены критерии отбора дидактического материала (соответствие материала предлагаемому виду работы, доступность содержания текста пониманию учеников, образцовое языковое оформление текста, ясность построения текста, познавательная (или воспитательная) ценность материала, потенциальная возможность использования образцового текста (или подражания ему) как на уроках развития связной речи, так и в других ситуациях). Реализация указанных критериев в процессе обучения является необходимым условием успешности разработанной методической системы обучения младших школьников изложению.

14.            Результаты экспериментального обучения доказали эффективность предложенной методической системы и подтвердили сформулированную гипотезу о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению изложению будет способствовать повышению уровня сформированности точности и лаконичности связной речи учащихся начальных классов только при наличии следующих условий: во-первых, если в основу разработанной нами методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических сведений о сокращенной передаче информации; во-вторых, в процессе обучения будет использоваться соответствующая формируемым коммуникативно-речевым умениям система упражнений.

Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования:

1) дальнейшее изучение процесса формирования коммуникативно-речевых умений при обучении другим видам изложений (подробному, выборочному) и сочинению;

2) анализ ошибок и недочетов в связной письменной речи учащихся, установление причин их появления и поиск путей преодоления;

3) исследование вопроса развития связной устной речи младших школьников;

4) дальнейшее совершенствование системы работы по развитию связной речи.

Список литературы
  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.
  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 1977.
  3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.
  4. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990.
  5. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
  6. Васенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.
  7. Головин Б. Н. Как говорить правильно. – Горький, 1966. – 341 с.
  8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Мысль, 1993. – 442 с.
  9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
  10. Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной  школе. – М., 1953.
  11. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.
  12. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.
  13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
  14. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1988.
  15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000. - С. 5 - 29.
  16. Львов М.Р., Рамазаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. - С. 3 - 21.
  17. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя./Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 363 с.
  18. Омороков М.Н. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: Аркти, 1997. – 160 с.
  19. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1986.
  20. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М., 1984.
  21. Романовская З.Н. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М., 1982.
  22. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1993. - С. 7 - 29.
  23. Совершенствование обучения младших школьников. – М., 1984.
  24. Текучев А. В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. – М.: Знание, 1953. – 362 с.
  25. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Наука, 1973. – 344 с.
  26. Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.

27.                 Ивченко П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. Русский язык в школе. 1990. - №5.

28.                 Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря. Начальная школа. 1990. - №3.

Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36
ЦЕНА РАБОТЫ: 2950 рублей
Страниц - 53; Год - 2012 год; Количество приложений - 12;
Примечания: Экспериментальная курсовая работа

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить сразу после поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе