Поставленная в курсовой работе проблема формирования и развития точности и лаконичности речи младших школьников в процессе обучения изложению решена следующим образом:
1. Изучение психологической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы позволило выделить теоретические основы обучения изложению младших школьников. Психологической основой обучения изложению является учение о речевой деятельности и процессе порождения высказывания. В качестве лингвистических основ методической работы над изложением мы рассматриваем лингвистику текста, стилистику, культуру речи.
2. В результате анализа психологической литературы процесс обучения изложению учащихся был рассмотрен с позиции теории речевой деятельности на основе концепции Л.С. Выготского о внутренней речи, а также описаны основные механизмы порождения связного высказывания в соответствии с тремя основными подходами к данной проблеме: психологическим (И.А. Зимняя), лингвистическим (Т.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова ), психолингвистическим (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина).
В качестве наиболее разработанной и универсальной нами принята модель порождения речевого высказывания, предложенная А.А. Леонтьевым, в которой речевое высказывание предстает как особый вид деятельности со своей целью и структурой.
3. Рассмотрен механизм порождения конкретно связной письменной речи. Анализ и обобщение концепций таких отечественных ученых, как Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.П. Негурэ, позволили сделать следующий вывод: механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Однако механизмы письменной речи формируются не сразу, а постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения.
4. Изучение лингвистической литературы позволило охарактеризовать основополагающие для тематики курсовой работы понятия "точность речи" и "лаконичность речи". Точность речи мы определили следующим образом: это оптимальное словоупотребление; это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль, адекватно передают описываемую ситуацию. Лаконичность (краткость) речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов, без неоправданного внутритекстового дублирования.
5. Анализ современных программ по русскому языку и развитию связной речи учащихся начальных классов показал, что в большинстве рассмотренных программ не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению детей созданию текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к изложениям младших школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися четвертых классов.
6. В рамках курсовой работы сформулированы требования к текстам, выбираемым для изложений в начальных классах. Тексты должны быть:
1) доступными и интересными детям;
2) познавательными и воспитывающими;
3) понятными и несложными по композиции;
4) безупречными в языковом отношении;
5) повествовательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения);
6) включать диалоги (по возможности);
7) содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).
7. В ходе анализа методической литературы выделены специальные коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания текстов: умение выделять главное (существенное) в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли; умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
8. Раскрыты требования к изложениям младших школьников, по которым можно отслеживать уровень сформированности конкретных речевых умений, а именно: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
9. Результаты констатирующего эксперимента выявили достаточно низкий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания текста, а также таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность, что еще раз подтвердило актуальность систематической работы над формированием и развитием данных умений.
10. Основной целью экспериментального обучения изложению учащихся четвертого класса было научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
11. Экспериментальное обучение предполагало ознакомление младших школьников с необходимым минимумом адаптированных теоретических знаний о сокращенной форме передачи информации (способах и приемах компрессии текста, структуре и правилах построения текста), что выступало бы в качестве научной основы методической системы формирования коммуникативно-речевых умений.
12. В соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания текста, в рамках курсовой работы разработана система упражнений по обучению изложению с целью формирования и развития точности и лаконичности связной речи младших школьников.
13. В целях наиболее эффективного формирования специальных коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания текста, в данном исследовании определены критерии отбора дидактического материала (соответствие материала предлагаемому виду работы, доступность содержания текста пониманию учеников, образцовое языковое оформление текста, ясность построения текста, познавательная (или воспитательная) ценность материала, потенциальная возможность использования образцового текста (или подражания ему) как на уроках развития связной речи, так и в других ситуациях). Реализация указанных критериев в процессе обучения является необходимым условием успешности разработанной методической системы обучения младших школьников изложению.
14. Результаты экспериментального обучения доказали эффективность предложенной методической системы и подтвердили сформулированную гипотезу о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению изложению будет способствовать повышению уровня сформированности точности и лаконичности связной речи учащихся начальных классов только при наличии следующих условий: во-первых, если в основу разработанной нами методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических сведений о сокращенной передаче информации; во-вторых, в процессе обучения будет использоваться соответствующая формируемым коммуникативно-речевым умениям система упражнений.
Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования:
1) дальнейшее изучение процесса формирования коммуникативно-речевых умений при обучении другим видам изложений (подробному, выборочному) и сочинению;
2) анализ ошибок и недочетов в связной письменной речи учащихся, установление причин их появления и поиск путей преодоления;
3) исследование вопроса развития связной устной речи младших школьников;
4) дальнейшее совершенствование системы работы по развитию связной речи.