Глава 2. Методика изучения имен существительных в начальных классах…28
2.1. Краткая характеристика программы обучения............................................28
2.2. Организация методики изучения имени существительного в начальных классах (по программе О.Л. Соболевой).............................................................33
Список используемой литературы……………………………………………...63
Приложения……………………………………………………………………...68
Внимание!!! Если вам по каким то параметрам не подошла данная готовая работа, у вас есть возможность заказать у наших партнеров индивидуальное выполнение дипломной работы, подготовку курсового проекта, написание диссертации либо научной статьи по вашим требованиям, с учетом методических рекомендаций вашего ВУЗа и научного руководителя.
Введение
Актуальность исследования обусловлена важностью изучения имени существительного для обогащения словаря младших школьников, выработки у них умения понимать, правильно произносить, точно употреблять, а также орфографически грамотно писать слова данной части речи.
Цель дипломной работы – обзор процесса ознакомления младших школьников с важнейшими категориями имени существительного (родом, числом, падежом, склонением), как начать первоначальное знакомство с этой частью речи.
Объектом исследования является процесс изучения имени существительного в начальных классах.
Предмет исследования – содержание процесса изучения имени существительного в начальной школе.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что изучение имени существительного в начальной школе будет успешным и продуктивным, если оно осуществляется систематически и научно обоснованно.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основы изучения имени существительного учащимися младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть последовательность работы над именем существительным по классам.
3. Рассмотреть методику изучения рода и числа имени существительного.
4. Рассмотреть методику формирования понятий склонения и падежа имен существительных.
5. Исследовать знания детей в ходе констатирующего эксперимента.
6. Представить систему упражнений, направленных на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся
7. Проверить эффективность предлагаемых упражнений в ходе обучающего эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют труды о обучении русскому языку (Е.С. Антонова, Ю.К. Бабанский, Л.Л. Буланин, Г.Д. Власенков, Т.А. Ладыженская М.Р. Львов, В.П. Озерская, А.В. Текучев), учение о теории речевой деятельности (JI.C. Выготский, А.А. Леонтьев, И.Н. Зимняя, C.JI. Рубинштейн); идеи и принципы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, JI.B. Занков, В.В. Давыдов, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков) и проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер),
Для реализации выдвинутой гипотезы использовались общепринятые в педагогической науке методы исследования:
анализ научной литературы;
наблюдение;
тестирование учащихся;
математическая обработка результатов тестирования.
Практическое значение дипломного исследования заключается в возможности использования его результатов для создания школьных программ по русскому языку, учебников, дидактических материалов, а также для подготовки факультативных занятий в начальных классах.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются данными констатирующего и обучающего экспериментов.
Структура выпускной квалификационной работы определена задачами и целями исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Список литературы
Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.
Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.
Баранов С. П Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 1968.
7. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.
Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения - 2-е изд. испр. - М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Вахтеров В. П. На первой ступени - М., 1990.
Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд. исправ. и доп. - М.: Просвещение, 1989.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.
27. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
28. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006.
29. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006.
Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2009.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
32. Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
35. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005.
36. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2004.
37. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995.
38. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006.
39. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006.
Панюшева М.С. Современный русский язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Педагогическая риторика: Учебное пособие. / Под. ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: МПГУ кафедра риторики и культуры речи, 2001.
46. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
Полякова А. В. Русский язык в первом классе [1-4] -М., 1992.
Потапова Е. Н. Радость познания - М., 1990.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А. Виноградской. - М.: Просвещение, 2001.
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.
Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: РИО «Самовар», 1994.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.
58. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 9-е изд. - М.: Асирис-пресс, 2007.
Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.
Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах М., 1994г.
Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.
64. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006.
65. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.