Внимание!!! Если вам по каким то параметрам не подошла данная готовая работа, у вас есть возможность заказать у наших партнеров индивидуальное выполнение дипломной работы, подготовку курсового проекта, написание диссертации либо научной статьи по вашим требованиям, с учетом методических рекомендаций вашего ВУЗа и научного руководителя.
Введение
Актуальность исследования. Одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентирует на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана, в частности, с обучением пунктуации, поскольку это обучение коммуникативной деятельности, в процессе которой ученик овладевает пунктуацией как средством общения.
В настоящем исследовании решается проблема формирования и совершенствования пунктуационных умений младших школьников. Важность этой проблемы обусловлена тем, что пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. И чем лучше будет организовано усвоение пунктуации в младшем звене, тем более эффективным становится процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников на последующих этапах обучения.
Научно-методические основы методики пунктуации были заложены еще в XIX веке в трудах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота, Й.Х.Востокова и др. Эти ученые вели поиски практических путей обучения пунктуации: развивали в детях видение всех элементов письменной речи, пунктуационную зоркость. Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли А.Н.Пешковский, Л.В.Церба, С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро и др. Излагая свои взгляды на теоретические основы пунктуации, одни ученые придавали большое значение смысловой или формально-грамматической сторонам высказывания и не учитывали роли интонации. Другие акцентировали внимание в основном на ритмомелодической стороне речи.
Итак, недостаточная разработанность проблемы обучения пунктуации применительно к начальной школе, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся, а также практическая необходимость создания методики обучения младших школьников пунктуации определили выбор темы работы и ее актуальность.
Объектом исследования является процесс усвоения младшими школьниками пунктуации.
Предмет научного поиска – методика обучения младших школьников пунктуации.
Цель настоящего исследования состоит в построении теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики обучения пунктуации в начальных классах.
Изучение и анализ литературы, наблюдения за учебно-педагогическим процессом, констатирующий эксперимент позволили сформулировать гипотезу исследования - . Сформировать у учащихся начальных классов представление о пунктуации как об одном из средств оформления высказывания в письменной форме, предупредить и устранить наиболее типичные для младших школьников пунктуационные ошибки можно на основе принципов русской пунктуации (смыслового, интонационного и грамматического) в их взаимосвязи.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают постановку и решение следующих задач:
- изучить и определить лингвистические основы обучения младших школьников пунктуации;
- изучить историю разработки методики обучения пунктуации и выявить тенденции использования принципов русской пунктуации в методике ее преподавания;
- проанализировать современное состояние обучения пунктуации в начальных классах;
- исследовать уровень пунктуационной грамотности учащихся начальных классов, выявить и классифицировать характерные для младших школьников пунктуационные ошибки;
- установить, в какой мере материал по пунктуации представлен в учебно-методических пособиях для 4 класса.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- наблюдение за учебным процессом в школе;
- анкетирование (учителей и учащихся начальной школы);
- анализ письменных работ и устных высказываний младших школьников;
- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение
В общей системе обучения младших школьников русскому языку особое место занимает начальный курс пунктуации, который является основой для последующего развития пунктуационных знаний и умений. Раннее знакомство учащихся с пунктуацией, несомненно, может помочь в решении следующих задач: создании прочной основы для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений; формировании умения видеть за знаком смысл высказывания, правильно воспринимать, осознавать и интонационно верно его воспроизводить; приобретении учащимися навыка использовать знаки препинания в своих письменных работах для точного выражения мыслей и чувств.
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе - сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное.
Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте. Пунктуационные ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных причин.
К сожалению, в школьной практике наиболее распространённым приёмом работы со знаками препинания является их расстановка и наблюдение над интонацией. Гораздо реже при изучении пунктуации используется моделирование, также не находят широкого применения такие
приёмы, как дидактические игры, графические диктанты, анализ пунктуационных ошибок, которые младшие школьники допускают при выполнении различных видов письменных заданий.
Учащиеся к середине 4 класса ознакомлены с синтаксическими темами: «Типы предложений по интонации и цели высказывания», «Главные и второстепенные члены предложения», «Распространенные и нераспространенные члены предложения», «Предложения с однородными членами «, «Сложные предложения».
Проведя констатирующее исследования, мы выяснили уровень пунктуационных умений и навыков учащихся и поставили перед собой следующую задачу: продолжить формирование пунктуационной зрелости на более высоком уровне, а также формирование пунктуационных умений и навыков учащихся.
Для предупреждения ошибок, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана особая система упражнений, которая в дальнейшем выполнялась учащимися экспериментального класса. По истечении определенного промежутка времени был проведен контрольный эксперимент, задания которого не отличались.
Результаты показали, на сколько у учащихся сформирована пунктуационная зоркость, развито умение, используя правила постановки знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, правильно расставлять знаки препинания.
Список литературы
Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.
Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения - 2-е изд. испр. - М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.
Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003.
Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008.
Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.
Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006.
Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005.
Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2004.
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995.
Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006.
Панюшева М.С. Современный русский язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 9-е изд. - М.: Асирис-пресс, 2007.
Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.
Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах М., 1994г.
Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.
Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.