Организация - это люди, а люди, работая совместно, создают свою культуру и свой климат. Это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации.
В силу объективных причин, в нашей стране пока еще мало внимания уделяют культуре и климату организаций.
Выборочно
. Означает оно тот ценный эффект, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через лучшее согласование целей фирмы и ее подразделений, оптимизацию оргструктуры, освоение новых методов планирования, работы с персоналом и т.д. Управленческая прибыль же может быть достигнута с помощью усилия правления - первый путь, но чаще встречается за счет экономии - второй путь. Экономия подразумевает сокращение число руководителей, ликвидацию структурных уровней и т.д., а ведь первый путь намного эффективнее второго. Для этого, правда, требуется не мало, но не стоит вдаваться в панику. Для достижения такого состояния необходимо:
- преследуемые цели должны быть известны и поняты сотрудниками;
- они должны в основном совпадать с их интересами, жизненными планами, быть разделяемыми работниками;
- цели должны выглядеть в глазах персонала многообещающими, перспективными для каждого из них;
- работнику необходимо видеть связь между своими действиями и движением к общеорганизационным целям, оценивать свой вклад в их достижение;
- у персонала должна быть возможность влиять на формирование и изменение этих целей, а также оценивать степень их достижения фирмой в разные периоды.
При сочетании этих условий в организации складывается высокая степень интеграции персонала с фирмой, т.е. корпоративная культура.
Актуальность темы. Стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь. В связи с этим задача интеграции социального знания и адекватных обобщений, противостояния узкой специализации в науке остается актуальной.
В настоящее время в общественных науках сложилось преимущественно рационалистическое представление об организации как части общества, которая обычно трактуется как специально сконструированная целенаправленная и (или) целереализующая система. Однако такое представление является слишком узким и противоречит социальной природе организаций, так как многие из них возникают естественным (а не искусственным) путем, в процессе самоорганизации, в результате межличностного взаимодействия людей. Поэтому возникает необходимость перейти к более адекватному представлению о социальной организации.
Под социальной организацией в курсовой работе понимается относительно устойчивая социальная целостность, проявляющая разумное поведение подобно живому организму.
Выборочно
роисхождение. Подобные объекты (неформальные организации, семьи, поселения, города, партии, нации, мировые сообщества) не входят в предметное поле теории организаций в силу сложившегося в ее рамках преимущественно экономического понимания природы организации, вместе с тем они являются объектами исследования социологии, которая рассматривает их как социальные общности.
Жизнь и деятельность каждого человека не мыслима вне организаций, каждая из которых заставляет его подчиняться определенным социальным нормам (своеобразным «правилам игры»), и от того, насколько они гуманны по отношению к человеку, зависит качество его жизни.
Существующие организации – начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом – далеки от совершенства, но человек может их улучшить путем совершенствования их структуры, функций, применяемых технологий, методов и средств, повышая тем самым качество своей жизни. В этом собственно и заключается основной смысл общей теории социальных организаций.
Актуальность темы видится не только в создании нового направления психологии, изучающего и дающего возможность совершенствовать существующие естественные и естественно-искусственные организации. Изучения культуры и климата социальных организаций также создает основу для повышения жизнеспособности и эффективности вновь создаваемых организаций, поскольку в настоящее время менее 10% последних «доживают» до своей годовщины.
Выборочно
обострение отношений в коллективе, незаинтересованность людей в работе, отсутствие творческой инициативы.
Объектом исследования являются социальные организации, рассматриваемые как социальные организмы, адекватно отвечающие на вызовы, их культура и климат.
В отличие от общепринятого в теории организаций и социологии организаций, в основу авторской классификации организаций положен признак происхождения, который требует изучения генезиса и эволюции социальных организаций.
Предметом исследования являются генезис, особенности и общие закономерности функционирования, развития и эволюции культуры и климата социальных организаций.
Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является разработка теоретико-методологических основ культуры и климата социальных организаций.
Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что любая социальная организация имеет
Выборочно
социальных проблем.
Для реализация указанной цели и проверки выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:
- сравнительный анализ существующих теорий и концептуальных моделей социальных организаций;
- разработку новой парадигмы социальной организации;
- разработку категориально-понятийного аппарата общей теории социальных организаций;
- выявление
- Выборочно
-
- элементов культуры;
- оценка современного состояния корпоративной культуры в экономически развитых странах, анализ технологий формирования культуры;
- исследование корпоративной культуры с точки зрения привлекательности культуры для работников раскрытие основных принципов функционирования социальных механизмов организаций;
- разработку концептуальной модели процесса эволюции культуры и климата социальной организации;
- разработку принципов построения новых организационных систем;
- разработку методов совершенствования социальных организаций.
Теоретической и методологической основой научного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с темой курсовой работы.
Выборочно
Т. Парсонса и его школы, принцип «подбора социальных комплексов» А. Богданова.
Проблема культурной природы организации представлена: в западной литературе наработками Ч. Барнарда, П. Блау, М. Вебера, М. Крозье, Н. Лумана, Т. Парсонса, Г. Саймона, Ф. Селзника, Д. Сильвермана, Дж. Томпсона, А. Этциони; в отечественной литературе - Д.М. Гвишиани, В.С. Дудченко.
Культуру организации в сопряжении с социально-экономическими факторами изучали Е.Г. Антосенков, Л.А. Гордон, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Э.В. Клопов, А.В. Тихонов, Р.В. Рывкина, О.И. Шкаратан и др.
Определение степени влияния на корпоративную культуру национальной составляющей
Выборочно
России: В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Г.А. Моченов, Ю.Л. Неймер, М.Н. Ночевник, В.Н. Парферов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.А. Русалинова.
Содержащиеся в курсовой работе положения и выводы могут быть использованы:
- в научных исследованиях теоретических основ корпоративной культуры;
- при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по истории развития культуры социальной организации, рассмотрению ее климата, изучению теории социальной организации;
- при подготовке спецкурсов по проблемам, связанным с исследованием функционирования корпоративной культуры на конкретном предприятии;
В качестве теоретико-методологической базы выступают библиографический и системный анализ, а также теории мотивации. Используются концепции и понятийный аппарат, разработанные российскими и зарубежными учеными: схема «идеального типа» М. Вебера, школа «человеческих отношений»
Выборочно
).
Методы научного анализа, применяемые в курсовой работе, - восхождение от абстрактного к конкретному, социологический инструментарий (анкетный опрос, включенное наблюдение, вторичный анализ).