Актуальность темы исследования. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.
Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной, иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Состояние и степень разработанности проблемы. Степень разработанности проблемы, по-видимому, нельзя назвать достаточной. Возникновение проблемы ценностей имеет яркий социально-исторический подтекст.
Объект исследования — социально-психологическая характеристика социальных ценностей.
Предмет исследования — социальные ценности.
Цель исследования – изучить социально-психологическую характеристику социальных ценностей.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) исследовать понятие, виды, структура и функции социальных ценностей;
2) исследовать историю изучения социальных ценностей;
3) проанализировать методы и методики исследования социальных ценностей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Всесторонний подход к проблеме ценностей существует в виде отдельных статей или глав . К данному аспекту обращаются такие авторы, как Леонтьев Д.А., Розов В.Ф.
В ходе исследования были использованы следующие методы. Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в отечественной социальной психологии феномен социальных ценностей становится предметом специального теоретического анализа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в управленческой практике.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены адекватностью теоретико-методологической базы цели и задачам исследования, соответствием методического инструментария замыслу работы и сформулированной в ней гипотезы, необходимым и достаточным объемом экспериментальной выборки, квалифицированным использованием методов статистической обработки данных, логически выдержанной и теоретически последовательной интерпретацией выявленных и зафиксированных в ходе эксперимента закономерностей и зависимостей.