Согласно наиболее принятому определению, агрессия — это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными биологическими задатками.
1. Актуальность темы курсовой работы. Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Существует большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессии, закономерности формирования и проявления агрессивного поведения и т.п. Тем не менее, большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессии, и, что самое главное, - не решен вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) агрессивное поведение.
2. Состояние и степень разработанности темы курсовой работы.
Проблема агрессивности индивидов рассматривалась с позиции изучения микросоциальных факторов (родители, педагоги, сверстники). В ходе курсовой работы были изучены индивидуально-психологические особенности личности. Основными личностными свойствами агрессивных личности являются: низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, независимость, беспечность, робость, ситуативная тревожность, неадекватная завышенная самооценка. Кроме того, обнаружены тендерные различия агрессивности. Для агрессивных мальчиков характерен низкий уровень вербального интеллекта, высокий уровень ситуативной тревожности они недоверчивы и беспечны. Для агрессивных девочек характерна жёсткость и недоверчивость.
В курсовой работе выявлены социально-психологические факторы агрессивности личности: «неблагоприятная семейная ситуация», «неадекватная завышенная самооценка», «негативное отношение родителя к себе и к ребёнку», «неконструктивные способы реагирования в ситуации фрустрации», «возбудимость в ситуации фрустрации», «низкий самоконтроль». А также обнаружены специфические тендерные особенности агрессивности личности. Наличие тендерных различий агрессивности указывает на присутствие специфических пусковых механизмов и уточняет характер агрессивных проявлений в младшем школьном возрасте.
3. Объект исследования. Социально-психологические факторы агрессивного поведение.
4. Предмет исследования. Соотношение социально-психологических факторов и индивидуально-психологических особенностей личности..
5. Цель исследования. Выявление и изучение связи микросоциальных факторов агрессивности и индивидуально-психологических особенностей личности.
6. Задачи исследования:
- изучить роль социально-психологических факторов в развитии агрессивности личности по данным отечественной и зарубежной литературы;
- выявить и проанализировать взаимосвязь психологических особенностей и социально-психологических факторов с агрессивностью;
- исследовать тендерные особенности связей социально-психологических факторов и личностных характеристик с уровнем агрессивности;
- определить специфические тендерные особенности агрессивности индивидов в целях оптимизации воспитательных и психо-коррекционных воздействий;
- на основании проведенного исследования представить социально-психологическую характеристику агрессии.
7. Гипотеза исследования.
1. Социально-психологические факторы (родительская семья, система отношений со сверстниками, оценки педагога) связаны с такими личностными особенностями агрессивных индивидов как: скрытность, эмоциональная неустойчивость..................................................................
.............................