Вход авторов



Психологическая готовность детей к школьному обучению [624] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Психологическая готовность детей к школьному обучению
Номер работы : 624
Вид работы : Курсовые работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению.. 8

1.1. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста. Кризис 7 лет. 8

1.2. Феномен готовности детей к обучению в школе. Параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению.. 24

Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению.. 29

2.1. Программа исследования. Методы и методики исследования готовности детей к школьному обучению.. 29

2.2. Результаты экспериментального исследования. 34

2.3. Практические рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению   43

Заключение. 45

Список используемой литературы.. 48

Приложения. 52

Введение

В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития готовности детей к обучению в школе в дошкольном образовании.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе (ГОШ) - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте. Она формируется постепенно и зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования. Общий уровень индивидуально-психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста определяет степень его готовности к началу систематического обучения (стартовую ГОШ). По своей сути это готовность к элементарной форме учебной деятельности. На основе стартовой готовности к обучению в процессе школьного обучения формируется готовность к усвоению чтения, письма, математики и т.д.» как особых видов деятельности (вторичная ГОШ).

Уровень готовности ребенка к обучению школе в равной степени зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Самочувствие и состояние здоровья будущего ученика, его работоспособность, умение взаимодействовать со сверстниками и учителем, подчиняться обидим правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его психологической, социальной и физиологической готовности к обучению. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Необходимость изучения школьной готовности как целостного, системного, образования неоднократно отмечалась различными авторами:
А. В. Запорожцем, А. А. Люблинской, Л. А. Венгером, Ю. З. Гильбухом и другими, но осуществление такого исследования неизбежно сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.

Поступление в школу не готового к систематическому обучению ребенка имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития. При своевременном определении уровня готовности ребенка к школе можно помочь устранить причины подобных проявлений и выбрать для ребенка наиболее подходящую программу дошкольного и начального обучения.

Основная задача современного дошкольного образования - создание оптимальных психологических условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка, подготовки его к учебной деятельности и будущей жизни.

Эффективность решения этой задачи во многом обусловлена целями, содержанием, дидактическими средствами и исходными методологическими принципами образовательной программы дошкольного учреждения.

В истории дошкольного образования прослеживаются два дидактических подхода, создающие принципиально разные психологические условия для развития детей. Первый основан на методологическом принципе ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. В основе второго подхода лежит принцип свободного воспитания.

Начало школьного обучения вносит в жизнь дошкольника большие изменения. Длительность и острота процесса адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению. Интенсивная подготовка ребенка к школе, форсированное развитие могут привести к негативным последствиям. По данным института возрастной физиологии РАО отмечены факты переутомления и перегрузки дошкольников, которые влекут ухудшение в состоянии здоровья, появление неврозов.

........................................

Заключение

Темпы развития современного образования во многом обусловлены качеством формирования у его субъектов готовности к развитию. В становлении такой готовности большое значение имеет этап дошкольного образования.

Психологическая готовность к обучению в школе является характеристикой индивидуального развития ребенка как активного субъекта современного общества и отражает функциональную целостность и неповторимость индивидуальности ребенка.

Возникнув из практических потребностей, проблема готовности детей к обучению в школе на протяжении длительного времени оставалась предметом прикладных исследований. В современной литературе высказывается мнение о том, что в конце XX в. начались исследования по этой проблеме в связи с обсуждением возможностей обучения детей с шестилетнего возраста и направлены на обеспечение коррекционно-развивающей и диагностической работы.

Проведенное исследование развития психологической готовности детей к обучению в школе в условиях разных программ дошкольного образования показало, что основным содержанием понятия «готовность детей к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности, которая представляет сложное системное образование, включающее качества и свойства всех уровней психики. Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют психологическую структуру готовности детей к обучению в школе. Психологическая структура готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание определяется спецификой учебной деятельности и учебного материала на начальном этапе обучения. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют взаимосвязи различной значимости.

В настоящей курсовой работе мы исследовали проблему психологической готовности детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае
........................
Список литературы
  1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 208 с.
  2. Акимова Е. Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся в разных системах начального обучения. Автореферат дис.канд.психол.наук; Изд-во ЯГПУ, 2002. -27 с.
  3. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во инст-та практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-79 с.
  4. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Предисловие
    А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
  5. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. – С. 5-36.
  6. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1.-С.19-54.
  7. Антропова М. В., Кольцова М. М. Морфологические критерии школьной зрелости // Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР. -М., 1978. -С. 21-24.
  8. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983-94 с.
  9. Безруких М. М. Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  10. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
  11. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. —М.: изд. ин-та проф. Обр. МО России, 1995. - 236 с.
  12. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х т. - СПб.: «Алтейя», 1999. Т.1. - 255 с; Т.2. - 281 с
  13. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Изд. подг. Вал. А. Луковым, Вл.А. Луковым. - СПб.: Союз, 1998. - 432 с.
  14. Бине А., Анри В. Индивидуальная психология. Пер. с фр. А.В.Савицкой // Бине, В.Анри, Куртье, Филипп. Введение в экспериментальную психологию / Под ред. А.И.Введенского. - СПб., 1903.-С. 133-215
  15. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. вбт.Т.З.-М., 1983.
  16. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 5 т. – Т.1 – С. 376–385.
  17. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. Т.2. - М.,1982.
  18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.—479 с.
  19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти Т. - М.: Педагогика.Т.2. /1982. - 504с; Т.3.1983. - 368с; Т.4.1984. - 432с.
  20. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 255 с.
  21. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
  22. Квинтилиан М. Ф. Наставление оратору // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост Н.Б. Мчедлидзе и др. — 2-е изд., дополн.- М: Просвещение, 1986.- С.25-26.
  23. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации / Пер. с нем.-СПб, 1911.-259 с.
  24. Кравцов. Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.- М.: Знание, 1987.-80 с.
  25. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. // Советская педагогика. - 1968. №7.
  26. Лесгафг П. Ф. Школьные типы.- СПб., 1885. - 149 с.
  27. Лисина М. И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми // Формирование школьной зрелости ребенка. - Талин, 1982. -G97- 100.
  28. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред.
    М. В. Залужской. Изд.2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.-378 с.
  29. Поддъяков Н. Н. Мышление школьника. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
  30. Психология труда и личности учителя // Сборник научн. трудов. Вып.2 / Под ред. А. И. Щербакова.- Л., 1977. - 157 с.
  31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н.Поддьякова и А. Ф.Говорковой. -М.: Педагогика, 1985. -200с.
  32. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. П Ананьева и Е. И. Степановой.- М.: Педагогика, 1972. - 246 с.
  33. Раппопорт А. Различные подходы к общей теории систем. - М.: Наука, 1969.-С. 55-79.
  34. Реан А. А. Психология педагогической деятельности.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.-81 с.
  35. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского ун-та. -1978. - №.171. - С. 40-49.
  36. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития.-М., 1998.-128с.
  37. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция - М.: МГУ, 1988. - 198 с.
  38. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003, - 160 с.
  39. Элъконин Д. Р. Избранные психологические труды / Под ред.В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  40. Юнг К. Т. Психологические типы: Пер. с нем. / Под общ. ред. В.Зеленского. - М : Университетская книга: ACT, 1996. - 715 с.
  41. Якобсон С. Т., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1988.- №3.-C. 30-36.
  42. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
  43. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е перераб. Изд.- М.: «Мысль», 1976.-463 с.
  44. Ясюкова Л. А. Особенности интеллектуального развития детей в зависимости от программ обучения / Психологическая газета.-1997.-№ П.-С.5.
  45. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании //Вопросы философии. - 1973. -№6. - С. 98-111.
  46. Берцфаи Л. В. Захаров А.В. Особенности оценки школьниками процесса и результатов решения задач // Вопросы психологии.-1975.-№6. - С. 59-68.
  47. Леушина А. М. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 4. - С. 42 - 47.
  48. Поливанова Н. И, Ривина И. В. и др. Типы и динамика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред // Психологическая наука и образование. —1999. - №1.-С. 11-24.
  49. Поливанова Н. И., Ривина И. В. и др. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.- С. 11-24.
  50. Якобсон С. Т., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1988.- №3.-C. 30-36.
ЦЕНА РАБОТЫ: 2300 рублей
Страниц - 51; Год - 2012 год; Количество приложений - 10;
Примечания: Работа носит практическую направленность. В главе 2 проведено экспериментальное исследование по теме работы

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе