Вход авторов



Проблема исследования автобиографической памяти [15] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Проблема исследования автобиографической памяти
Номер работы : 15
Вид работы : Курсовые работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Виды памяти 8

1.1. Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными психологами 8

1.2. Основания классификации видов памяти 12

1.3. Механизмы развития памяти 17

Выводы по первой главе 21

Глава 2. Теоретический анализ проблемы автобиографической памяти в современной психологии 23

2.2. Подходы к исследованию автобиографической памяти человека 23

2.2. Психологическая концепция автобиографической памяти человека 27

2.3. Исследования автобиографической памяти с позиций различения эпизодической и семантической системы 30

Выводы по второй главе 32

Заключение 34

Список используемой литературы 38

Введение

Изобразить работу памяти как порогу вспять, как изнурительное движение назад, как паление в колодец времен, на дне которого девочка, ни о чем не подозревая сипит на каменной ступеньке и впервые в жизни мысленно говорит себе: Я!

Криста Вольф
Введение

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.

Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. «Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком» (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Историки утверждают, что персидский царь Кир., А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины.

Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Вопросам психологии памяти посвящено было исследование, проведенное Н.А. Рыбниковым. И он в своих опытах отправлялся от работы Рейтера, вышедшей из лаборатории В.Вундта. Но в процессе работы в корне изменились направление, - методика и содержание исследования, была дана новая трактовка психологии запоминания. И это первое опытное изучение психологии памяти было исходным пунктом для дальнейшей многолетней работы в этой области.

Индивидуальные особенности памяти изучал В.М. Экземплярский («Материалы к вопросу о типах представления»).

В 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду. Автобиографическая память является частью эпизодической памяти.

Нигро и Райссер (цит. по [Richard, 1995]) обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях, либо принимая позицию стороннего наблюдателя (observer memories), либо помещая себя внутрь сцены (field memoris). Содержание припоминания дается с разных точек зрения: в первом случае испытуемый парит над сценой, во втором — находится внутри ситуации.

Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности.

Актуальность курсовой работы определяется тем, что в настоящее время «проблемное поле», связанное с изучением автобиографической памяти (АП), находится в процессе становления. Эта область исследований вызывает множество дискуссий и является точкой роста современного психологического знания. Размышляя о будущем, А.Н.Леонтьев выделил в качестве перспективы включение категорий пространства и времени в «здание» новой психологии, конкретизировав виды времени и назвав в их числе «биографическое» (Леонтьев и современность, 1983). Разработка концепции автобиографической памяти, системно описывающей функции, структуру и механизмы высшей, только человеку присущей формы памяти - автобиографической, необходима для понимания закономерностей связи личности со временем и событиями ее жизни.

Интерес к отдельным феноменам АП является ровесником самой психологии (А.Бергсон, 1914; Т.Рибо, 1900; З.Фрейд, 1992; А.Фрейд, 1993; А.Адлер, 1997). В современной литературе предпринимаются попытки изучения АП с позиций различных подходов: феноменологического (Salaman E.A., 1970, Wagenaar WA, 1986, 1993, Schroots J.J.F.,1989, 1995, Bruhn, 1997), психоаналитического (Фрейд З., 1992, Фрейд А., 1993, Ross B.M., 1991, Schactel E.G., 1959), генетического (Пиаже Ж.., 1966, Nelson К., 1991,1993), социо-культурного (Brown №., 1990, Martin P., Smyer M.A., 1990, Wallace J.B., 1992) и когнитивного (Brown R., Kulik J., 1977, Brewer W.F., 1986, Neisser U., 1978, 1986, Rubin D.C., 1986, Tulving E., 1983, 1988, Conway MA, 1990, Robinson JA, 1990). Каждый из подходов предлагает свои теоретические постулаты и методические процедуры, но ни один из них не дает возможности построения теории, адекватно отражающей богатство феноменологии АП в его специфике и сложности.

В теоретическом плане изучение закономерностей АП является одной из важнейших задач современной психологии. Проблема анализа АП находится на стыке тематики психологии личности, психологии памяти и психологии сознания. Включение АП как особой реальности в круг объектов научной психологии существенно расширяет границы имеющихся знаний о природе и механизмах человеческой памяти. В психологии назрела потребность в таких теориях памяти, которые были бы в состоянии описать и объяснить не только элементарные мнемические функции, но и закономерности отражения личностью «хроники своей жизни», «своей истории», «своей судьбы». Применение существующих концепций и моделей организации памяти для объяснения новой психологической реальности - АП позволяет оценить степень адекватности и разработанности этих концепций, наметить пути их дальнейшего развития и ответить на вопрос: «существует ли у человека единая память или несколько «памятей», представленных разными блоками, структурами, уровнями» (Корж H.H., 1989, с.42).

Анализ механизмов и закономерностей АП невозможен без обращения к фундаментальным аспектам проблематики личности и требует рассмотрения этого особого вида «личной памяти» в экзистенциальном контексте целостной жизни. Это позволяет открыть новую тематику и собственно в изучении личности, включив в поле зрения исследователей не только конфетные содержания индивидуальной АП (детские, травматические, вытесненные или трансформированные психологической защитой), но и общие характеристики подсистемы АП, выступающей в качестве базиса личности.

Таким образом, исследования АП представляются высоко значимыми теоретически, поскольку этот новый объект исследований позволяет обнаружить структурные и функциональные закономерности, не свойственные другим видам памяти, и тем самым дает возможность получить новые для психологической науки фундаментальные знания, относящиеся как непосредственно к работе АП, так и способствующие ответу на вопрос об универсальности тех законов работы памяти, которые до настоящего времени считались общими для всех мнемических процессов.

Объектом исследования в курсовой работе является автобиографическая память человека.

Предметом исследования является изучение структуры, функций, механизмов и типов организации АП.

Основная цель исследования состоит в изучении автобиографическую память личности как целостной психологической системы, характеризующейся собственными закономерностями ее функционирования, формирования и преобразования.

Задачи курсовой работы.

систематизировать исследования индивидуальных особенностей памяти отечественных и зарубежных психологов;

выявить основные классификации видов памяти;

изучить механизмы развития памяти;

рассмотреть основные психологические подходы к исследованию автобиографической памяти человека;

раскрыть особенности психологической концепции автобиографической памяти человека.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Заключение

Основная задача психологии памяти заключается в том, чтобы раскрыть внутреннее содержание деятельности запоминания, т.е. выявить, что делает человек, когда запоминает, — как анализирует и синтезирует, дифференцирует и генерализирует подлежащий запоминанию материал и т. п. Раскрытие внутренних психологических условий, опосредствующих психологический эффект внешних воздействий на субъекта и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности, составляет основную задачу психологической науки. Разрешение именно этой задачи определяет основную линию психологического исследования. При этом под внутренними закономерностями разумеются не имманентные субъекту — в духе интроспекционизма, — а специфические закономерности, выражающие зависимость психической деятельности от специфических условий именно данной деятельности.

Всякое психическое явление как отражение объективной действительности определяется своим предметом. Но эта зависимость психического явления от объекта опосредствована психической деятельностью, в результате которой это явление возникает.

Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с исследованием проблем автобиографической памяти, позволил сформулировать следующие основные результаты.

Автобиографическая память — вид памяти, обеспечивающий субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. Содержание АП составляют автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется самоидентичность личности и ее уникальность.

Начиная с 1980-х гг., в мировой психологической науке отмечается активное развертывание специальных эмпирических исследований АП и выход в свет отдельных монографий авторов, доказывающих обоснованность изучения АП как нового самостоятельного объекта исследования, относящегося как к сфере психологии памяти, так и к сфере психологии личности.

Согласно определению Б. Росс, АП «заключается в способности субъекта фиксировать события такого рода, которые осознаются как часть его личной истории. Автобиографическое воспоминание представляет собой процесс, порождаемый потребностью субъекта в вере в стабильность Я и необходимостью в достаточных для поддержания подобной веры фактах».

Ключевым в анализе феноменологии АП является понятие «flashbulb» («яркая вспышка»), предложенное Дж. Куликом (1977) и прочно вошедшее в арсенал психологии, которое описывает специфику представления автобиографического материала в памяти в виде «живых» образов с множеством конкретных деталей, что дает возможность субъекту «возвратиться» в прошлую ситуацию, испытать чувства, соответствующие реальному событию.

Считается, что это явление обусловлено особыми нейронными механизмами. Э. Тульвинг, оспаривая чисто физиологическое объяснение природы существования в памяти автобиографического эпизода, относит П АП к эпизодической подсистеме в предложенной им дихотомии семантической — эпизодической подсистем памяти. Признание П. а. в качестве объекта изучения общей психологии диктует необходимость определения единиц организации этой психологической реальности, ее отличительных характеристик и уникальных функций.

Единицами существования автобиографического опыта являются взаимно-перекрывающиеся пространства важных и ярких автобиографических воспоминаний. Воспоминание о ярком событии событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено «чувственным» и эмоциональным содержанием.

В воспоминаниях о ярких событиях акцентируются переживания, имевшие место в момент фиксации события, вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни, не происходит «развития» воспоминания при многократных воспроизведениях. Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), «взгляд из сегодняшнего дня».

В АП важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт, составляющий важное событие, имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию. В зависимости от объективных характеристик ситуации актуализации, личностных задач субъекта и его эмоционально-мотивационного состояния, конкретное автобиографическое воспоминание выступает в качестве функциональной единицы преимущественно или эпизодической, или семантической подсистемы. Подтверждением этому служит наличие в редуцированной форме у воспоминаний одного типа характеристик другого типа. Необходимо отличать АП от эмоционального вида памяти, поскольку существует качественное различие между эмоциональной и личностно-смысловой насыщенностью автобиографического воспоминания.

Проведенный анализ позволяет выделить специфические характеристики автобиографической памяти:

отражение уникальных, неповторимых событий индивидуального прошлого, полно и прочно фиксируемых при их однократном переживании и сохраняющихся неопределенно долго (в течение всей жизни);

яркие, целостные образы, существующие в виде «живой картины» с возможностью вновь погрузиться в эмоциональное состояние, актуальное на момент события;

личная история жизни человека отражается как концепция судьбы;

АП существует в вербализованной форме, в виде рассказа;

особая эмоциональная насыщенность содержания АП, обусловленная атрибутированностью каждого события как личного, относящегося к себе;

временная организация материала представлена индивидуально специфичными конфигурациями «пространства прошлого» («опорные точки памяти», «линия жизни» и т.п.) и стратегиями датировки событий;

специфические функции (интрапсихические, интерпсихические, экзистенциальные);

влияние эмоционально-мотивационного состояния личности на актуализацию автобиографических воспоминаний, что проявляется искажении их истинности;

социо-культурная природа АП.

Таким образом, разработка тематики АП безусловно важна также для развития теоретических представлений о тех новых источниках и механизмах самодетерминации личности и структур самосознания, которые определяются разнообразием феноменологических формам самопрезентации личности «в различных временных ипостасях», связанных с событиями жизни.

Список литературы

Артемова К.Н. Особенности автобиографической памяти в «невозможной ситуации»// Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Выпуск 6. М.. Изд-во МГУ. 2001. с. 254.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.- М: Прогресс,1980

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика,1979.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973.

«Возрастные и индивидуальные различия памяти» (сборник статей) / под редакцией Смирнова М 1967 г.

Гальперин П. Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения: Материалы I Всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков, 1970. С. 45—57.

Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» М. «Педагогика» 1980 г.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Даниел Лапп «Улучшение памяти в любом возрасте» Мир 1993 г.

Изюмова С.А. Опыт типологического исследования школьников с литературными и математическими способностями // Способности. К 100 летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна: Феникс, 1997. С. 319– 341.

Каменская Б.И. и Венн А.М. «Память человека» М. «Наука» 1973г.

Купреянов Л.И. Резервы улучшения памяти М.: Педагогика, 1982 г.

Лактионов А. Н. Память как атрибут индивидуальности // Вести. Харьк. ун-та. 1989. № 337. Психология личности и познавательных процессов. С. 19—22.

Леонтьев А.М. Развитие высших форм запоминания // Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 31–64.

Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти» М 1989 г.

Лядиус А.Р. «Память в процессе развития» М 1990 г.

Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2001.

Нуркова 2000: Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти. М: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000.

Нурикова В.В., Митина О.В. и Янченко Е.В. Автобиографическая память: «сгущение» в субъективной картине прошлого. Психологический журнал. 2005. Том 26, номер 2.

Rubin D.C., Wetzler S.E., Nebes R.D. Autobiographical memory across the adult lifespan // Autobiographical memory. /Eds. Rubin D.C. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Р. 202-221.

Rubin D.C., Berntsen.D. Cultural Life Scripts Structure Recall from Autobiographical Memory. // Memory & Cognition. 2004. V. 32. № 3. Р. 427-442.

Shum M.S. The role of temporal landmarks in the autobiographical memory processes // Psychological Bulletin. 1998. V. 124. P. 423-442.

Rubin D.C., Wetzler S.E., Nebes R.D. Autobiographical memory across the adult lifespan // Autobiographical memory. /Eds. Rubin D.C. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Р. 202-221.

ЦЕНА РАБОТЫ: 500 рублей
Страниц - 38; Год - 2010 год; - ;
:

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе