Глава 1. Роль сказки в нравственном воспитании детей.....................................5
1.1. Сказка как жанр художественного творчества...............................................5
1.2. Сказка в системе нравственного воспитания...............................................15
Глава 2. Сказка в нравственном воспитании младших школьников.................20
2.1. Сказка в учебниках начальной школы..........................................................20
2.2. Использование сказок о животных в нравственном воспитании младших школьников.............................................................................................................24
Список используемой литературы.......................................................................31
Введение
Объект исследования — процесс нравственного воспитания детей.
Предмет исследования — сущность и особенности нравственного воспитания детей средствами сказки.
Цель исследования заключается в выявлении и оптимизации организационных норм, педагогических условий, форм и методов нравственного воспитания детей посредством сказки.
Задачи исследования:
1. Разработать модель нравственного воспитания детей на основе использования сказки.
2. Определить педагогические условия и организационные нормы, в совокупности обеспечивающие продуктивность и результативность системы нравственного воспитания детей средствами сказки.
3. Выявить принципы, разработать методы, формы и средства педагогического руководства процессом нравственного воспитания детей, опосредованно содержащими в себе критериальные требования к уровню воспитанности нравственных качеств личности.
Заключение
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.
Сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь – самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.
Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования.
Список литературы
1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977.
2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980.
3. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989.
4. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. М., 2006 г.
5. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968.
6. Основы эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для Вузов. Под редакцией Ю.Б.Алиева и Г.Н. Ардаширова - М.: Просвещение, 1986.
7. Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин – С.-П.: Нева, 1997.
9. Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп – Л.: Лениздат, 1984.
10. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Лихачева Б.Т - М.: Просвещение, 1985.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986.
12. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок//Начальная школа – 1996 - №9.
13. Тылиндус Л.В. Узнай сказку//Начальная школа –2003 - №5.