Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. «Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком» (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Историки утверждают, что персидский царь Кир., А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины.
Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.
В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Вопросам психологии памяти посвящено было исследование, проведенное Н.А. Рыбниковым. И он в своих опытах отправлялся от работы Рейтера, вышедшей из лаборатории В.Вундта. Но в процессе работы в корне изменились направление, - методика и содержание исследования, была дана новая трактовка психологии запоминания. И это первое опытное изучение психологии памяти было исходным пунктом для дальнейшей многолетней работы в этой области.
Индивидуальные особенности памяти изучал В.М. Экземплярский («Материалы к вопросу о типах представления»).
В 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду. Автобиографическая память является частью эпизодической памяти.
Нигро и Райссер (цит. по [Richard, 1995]) обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях, либо принимая позицию стороннего наблюдателя (observer memories), либо помещая себя внутрь сцены (field memoris). Содержание припоминания дается с разных точек зрения: в первом случае испытуемый парит над сценой, во втором — находится внутри ситуации.
Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности.
Актуальность курсовой работы определяется тем, что в настоящее время «проблемное поле», связанное с изучением автобиографической памяти (АП), находится в процессе становления. Эта область исследований вызывает множество дискуссий и является точкой роста современного психологического знания. Размышляя о будущем, А.Н.Леонтьев выделил в качестве перспективы включение категорий пространства и времени в «здание» новой психологии, конкретизировав виды времени и назвав в их числе «биографическое» (Леонтьев и современность, 1983). Разработка концепции автобиографической памяти, системно описывающей функции, структуру и механизмы высшей, только человеку присущей формы памяти - автобиографической, необходима для понимания закономерностей связи личности со временем и событиями ее жизни.
Интерес к отдельным феноменам АП является ровесником самой психологии (А.Бергсон, 1914; Т.Рибо, 1900; З.Фрейд, 1992; А.Фрейд, 1993; А.Адлер, 1997). В современной литературе предпринимаются попытки изучения АП с позиций различных подходов: феноменологического (Salaman E.A., 1970, Wagenaar WA, 1986, 1993, Schroots J.J.F.,1989, 1995, Bruhn, 1997), психоаналитического (Фрейд З., 1992, Фрейд А., 1993, Ross B.M., 1991, Schactel E.G., 1959), генетического (Пиаже Ж.., 1966, Nelson К., 1991,1993), социо-культурного (Brown №., 1990, Martin P., Smyer M.A., 1990, Wallace J.B., 1992) и когнитивного (Brown R., Kulik J., 1977, Brewer W.F., 1986, Neisser U., 1978, 1986, Rubin D.C., 1986, Tulving E., 1983, 1988, Conway MA, 1990, Robinson JA, 1990). Каждый из подходов предлагает свои теоретические постулаты и методические процедуры, но ни один из них не дает возможности построения теории, адекватно отражающей богатство феноменологии АП в его специфике и сложности.
В теоретическом плане изучение закономерностей АП является одной из важнейших задач современной психологии. Проблема анализа АП находится на стыке тематики психологии личности, психологии памяти и психологии сознания. Включение АП как особой реальности в круг объектов научной психологии существенно расширяет границы имеющихся знаний о природе и механизмах человеческой памяти. В психологии назрела потребность в таких теориях памяти, которые были бы в состоянии описать и объяснить не только элементарные мнемические функции, но и закономерности отражения личностью «хроники своей жизни», «своей истории», «своей судьбы». Применение существующих концепций и моделей организации памяти для объяснения новой психологической реальности - АП позволяет оценить степень адекватности и разработанности этих концепций, наметить пути их дальнейшего развития и ответить на вопрос: «существует ли у человека единая память или несколько «памятей», представленных разными блоками, структурами, уровнями» (Корж H.H., 1989, с.42).
Анализ механизмов и закономерностей АП невозможен без обращения к фундаментальным аспектам проблематики личности и требует рассмотрения этого особого вида «личной памяти» в экзистенциальном контексте целостной жизни. Это позволяет открыть новую тематику и собственно в изучении личности, включив в поле зрения исследователей не только конфетные содержания индивидуальной АП (детские, травматические, вытесненные или трансформированные психологической защитой), но и общие характеристики подсистемы АП, выступающей в качестве базиса личности.
Таким образом, исследования АП представляются высоко значимыми теоретически, поскольку этот новый объект исследований позволяет обнаружить структурные и функциональные закономерности, не свойственные другим видам памяти, и тем самым дает возможность получить новые для психологической науки фундаментальные знания, относящиеся как непосредственно к работе АП, так и способствующие ответу на вопрос об универсальности тех законов работы памяти, которые до настоящего времени считались общими для всех мнемических процессов.
Объектом исследования в курсовой работе является автобиографическая память человека.
Предметом исследования является изучение структуры, функций, механизмов и типов организации АП.
Основная цель исследования состоит в изучении автобиографическую память личности как целостной психологической системы, характеризующейся собственными закономерностями ее функционирования, формирования и преобразования.
Задачи курсовой работы.
- систематизировать исследования индивидуальных особенностей памяти отечественных и зарубежных психологов;
- выявить основные классификации видов памяти;
- изучить механизмы развития памяти;
- рассмотреть основные психологические подходы к исследованию автобиографической памяти человека;
- раскрыть особенности психологической концепции автобиографической памяти человека.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.