Вход авторов



Поиск готовых работ на сайте

Внеклассная работа по русскому язяку в начальной школе [155] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Внеклассная работа по русскому язяку в начальной школе
Номер работы : 155
Вид работы : Курсовые работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7

1.1. Педагогические основы внеклассной работы.. 7

1.2. Психологические основы.. 10

1.3. Методические основы.. 15

1.4. Линвистические основы.. 16

Выводы по главе I 18

ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 20

2.1. Принципы внеклассной работы.. 20

2.2. Методы и приемы внеклассной работы.. 25

2.3. Формы внеклассной работы.. 27

2.4. Дидактический материал. 29

Выводы по главе II 33

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. 35

3.1. Констатирующий эксперимент. 35

3.2. Обучающий эксперимент. 42

3.3. Контрольный эксперимент. 45

Выводы по главе III 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 60

Введение

Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно – с начала 50-х годов XX века. Естественно поэтому, что теоретические основы ее находятся в стадии разработки. Вопрос о принципах организации внеурочной работы по русскому языку остается открытым. Все методисты, работающие в этой области, отмечают общедидактические принципы, на которые опирается внеурочная работа: научности, последовательности, систематичности и другие. Кроме общедидактических, выделяются специфические для внеклассной работы методические принципы. Количество принципов у разных авторов колеблется от двух до восьми. ( Е. А. Баринова – два, Л. Т. Григорян – восемь, Б.Т. Панов – пять, Н. Н. Ушаков – шесть).

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

Требует дальнейшего уточнения и вопрос о содержании, видах и формах, методах проведения внеурочной работы по русскому языку.

Проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н. Н. Ушакова, Г. И. Суворовой, Л. И. Пастушенковой, Б. Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х - начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

Итак, недостаточная разработанность проблемы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе определили выбор темы дипломного исследования и его актуальность.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет научного исследования — внеклассная работа по русскому языку в начальной школе.

Цель исследования состоит в рассмотрении значения внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.

Задачи:

-              проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;

-              рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;

-              разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;

-              провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-              анализ лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

-              наблюдение за учебным процессом в школе;

-              анкетирование (учителей и учащихся начальной школы);

-              анализ письменных работ и устных высказываний младших школьников;

-              беседа;

-              педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение);

-              качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Гипотеза: внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Учителю также важно помнить, что организация внеклассной работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы. На них необходимо ссылаться всякий раз, когда приходится планировать учебную деятельность с использованием данной формы работы.

Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.

Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т. п. Многие из них активно используются при организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками.

При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Констатирующий эксперимент выявил типичные речевые ошибки в работах учащихся, показал, что на начало экспериментальной работы контрольный и экспериментальный классы не имеют существенных различий.

Уровень сформированности речевых навыков является невысоким, поэтому необходимо проводить специальную работу в этом направлении, выполнять особую систему упражнений, предупреждающую подобный вид ошибок в работах учащихся.

Количество речевых ошибок после обучающего эксперимента, допущенных учениками эксперимантальной группы, уменьшилось почти вдвое, а некоторые ошибки (смешение видовременных форм глагола) не были допущены вообще.

Список литературы

1.       Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.

2.       Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3.       Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.

4.       Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.

5.       Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.

6.       Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения - 2-е изд. испр. - М.: Неолит. Большая медведица, 2002.

7.       Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.

8.       Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

9.       Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

10.  Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.

11.  Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

12.  Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

13.  Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.

14.  Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003.

15.  Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008.

16.  Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.

17.  Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.

18.  Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004.

19.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

20.  Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.

21.  Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006.

22.  Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006.

23.  Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.

24.  Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.

25.  Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

26.  Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005.

27.  Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2004.

28.  Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995.

29.  Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006.

30.  Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006.

31.  Панюшева М.С. Современный русский язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

32.  Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

33.  Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008.

34.  Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008.

35.  Педагогическая риторика: Учебное пособие. / Под. ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: МПГУ кафедра риторики и культуры речи, 2001.

36.  Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.

37.  Полякова А. В. Русский язык в первом классе [1-4] -М., 1992.

38.  Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А. Виноградской. - М.: Просвещение, 2001.

39.  Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2003.

40.  Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.

41.  Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007.

42.  Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005.

43.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006.

44.  Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

45.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

46.  Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.

47.  Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.

48.  Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 9-е изд. - М.: Асирис-пресс, 2007.

49.  Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

50.  Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000.

51.  Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах М., 1994г.

52.  Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.

53.  Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006.

54.  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

55.  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

56.  Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006.

57.  Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. - М.: Академия, 2002.

58.  Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003.

59.  Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005.

60.  Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

ЦЕНА РАБОТЫ: 1200 рублей
Страниц - 58; Год - 2011 год; Количество приложений - 1;
Примечания: Работа носит экспериментальную направленность

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе