Процесс экономических преобразований в Российской Федерации в привел к новому пониманию принципов поведения хозяйствующих субъектов в рамках предпринимательской деятельности. Системный характер этих принципов, определен в том числе и возрастающей ролью коммуникационного процесса в системе маркетингового взаимодействия субъектов рыночной инфраструктуры. Причем рост функционального значения этого фактора в предпринимательской деятельности индуцирован не внешними структурами рыночного регулирования, а складывающейся в стране системой взаимодействия рыночных субъектов и объектов. Рост объема коммуникационных издержек в системе предпринимательства РФ в 3,8 раза за последние три года подтверждает формирование указанной тенденции.
Если ранее практически единственным инструментом маркетинговых коммуникаций в предпринимательских системах была "реклама", то в настоящем периоде формируется тенденция расширения используемого инструментария маркетинговых коммуникаций: пропаганда, PR, "личные продажи", "стимулирование сбыта". То есть, можно утверждать, что понимание маркетинговых коммуникационных процессов в среде предпринимателей переходит на новый системный уровень.
Теория маркетинговых коммуникаций и ее современные трактовки представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых Е.А.Авсиевич, К.Бэрри, С.Г.Божук, Б.Л.Борисовой, М.П.Бочарова, Г.Брума, Е.Н.Голубкова, С.М.Катлипа, Л.Н.Ковалик, Ф.Котлера, Т.Д.Маслова, Т.М.Орловой, А.Пулфорда, А.Сентера, И.М.Синяевой, П.Смита, А.В.Ульяновского, А.Н.Чумикова, Ф.И.Шаркова, В.В.Ширяева и др.
И эти тенденции отражены не только в систематических научных и "полевых" исследованиях отраслевых рыночных структур, но и получили признание в научных работах.
Актуальность настоящего исследования предопределена выраженными тенденциями в современной системе предпринимательства Российской Федерации: расширением роли фактора коммуникаций в системе рыночного инструментария предприятий и формированием научных концептуальных и теоретических основ комплекса маркетинговых коммуникаций.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.