Список используемой литературы.......................................................................31
Введение
Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова и др.).
Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
Исходя из выше изложенного, представляется актуальной проблема разработки комплексных программ изучения и коррекции состояния просодических компонентов речи, в том числе с учетом уровня сформированности слухового самоконтроля; отбор и систематизация методов обследования, позволяющих проводить объективную оценку нарушения просодики у дошкольников с речевой патологией.
Проблема исследования: каковы оптимальные условия диагностики и коррекции просодических нарушений у дошкольников с речевой патологией в зависимости от сформированности слухового самоконтроля?
Цель исследования: определить пути повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников с речевой патологией с учетом уровня слухового самоконтроля.
Методологическую основу исследования составили научно теоретические положения о сложной иерархической структуре речевой деятельности и взаимодействии ее компонентов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин); о коммуникативно-деятельностном подходе при коррекции речевых нарушений (ЕС. Алмазова, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова и др.); концепция о комплексном и системном подходе к обучению и воспитанию детей с нарушением речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический (анализ научно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы; организационные (сравнительный
Заключение
Ринолалия— нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба, боковой и задней стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6—7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произнесении назальных звуков м, м” н, н” воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и......................
Список литературы
Бурлакова М.К. Советы логопеда, М., 2011
Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда / Н.А.Гегелия. - М. : ВЛАДОС, 2001. (Коррекционная педагогика)
Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., Издательский центр “Академия”, 2003.
Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., 1984.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - (Коррекционная педагогика)
Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2003. - 320 с. - (Учимся играя)
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия.—М., 2012.
Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. (Коррекционная педагогика)
Методы обследования речи у детей: Вып. II / Ин-т коррекционной педагогики; Общ. ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина, Сост. Т.П. Бессонова. - М., 2012.
10. Селивестров В.И. (редактор) Понятийно-терминологический словарь логопеда, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
11. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.- М.:Просвещение, 2009.
12. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1969.
ЦЕНА РАБОТЫ: 1300 рублей
Страниц - 32;
Год - 2012 год; - ;
:
Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет
Не подходит данная работа?
ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы по Вашим требованиям профессионалами