Актуальность изучения социально-технологической проблематики в современном государственном управлении обусловлена следующими факторами:
1) необходимостью определения роли и места социальной науки в решении задач государственного управления по преобразованию социальных объектов;
2) потребностью в идентификации масштабов и пределов социальных преобразований в государственном управлении;
3) востребованностью ценностного подхода в современном государственном управлении.
4) необходимостью выработки комплекса государственных мер, направленных на преодоление системного кризиса, который переживает современное российское общество, охватившего, по сути все сферы жизнедеятельности людей, негативно отразившегося на уровне и качестве жизни населения, состоянии трудовых ресурсов, демографических процессов, приведшего к обострению национально-этнических и межрегиональных конфликтов, росту преступности, насилия.
Степень разработанности проблемы. Социально-технологическая проблематика с первой половины XX в. находится в центре внимания научной мысли. Так, уже К. Маркс, рассматривая технологию, как способ активного отношения человека к окружающему миру, включал в ее состав не только природные процессы, но и общественные условия, а также вытекающие из них духовные представления Можно утверждать, что в марксисткой традиции (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Грамши, Д. Лукач и другие) осуществлена разработка фундаментальных понятий, способствующих уяснению сущности, содержания и признаков социальной технологии.
Объектом исследования являются социальные технологии как совокупность методов, форм и средств воздействия на социальные объекты; способы искусственной регуляции человеческой деятельности, развитые алгоритмы ее организации, проектируемые на основе познания социальных процессов, и служащие успешному решению того или иного класса социальных проблем.
Предметом исследования выступают теоретико-методологические и праксеологические проблемы, связанные с особенностями проектирования и внедрения социальных технологий в современном государственном управлении, обусловленные стратегическими и тактическими задачами, функциями государства как важнейшего субъекта социального управления.
Цель работы заключается в комплексном социологическом исследовании феномена социальных технологий в современном государственном управлении, выявлении их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов, отношений и процессов, повышении социальной ориентированности государственного управления, достижении социально значимых целей государства и его органов.
Задачи исследования:
- проанализировать предметное содержание социальных технологий с учетом имеющихся парадигм, концепций, позиций и точек зрения в отечественной и зарубежной научной литературе;
- раскрыть роль, значение и функции социальных технологий в механизме современного государственного управления;
- определить основные методологические подходы в процессах проектирования социальных технологий государственного управления;
- показать системную, многоуровневую, проблемно-ориентированную природу социальных технологий государственного управления, включающих в себя комплекс мер, как социально-диагностического, так и организационно-управленческого характера;
- проанализировать особенности общей социальной технологии государственного управления, ориентированной на выяснение принципов и направлений социальных процессов, определение содержания, форм и применимости технологизации как способа их оптимизации и рационализации, идентификацию границ и масштабов управленческих воздействий.
Методологическую основу исследования составили классические и современные теоретические положения социологии, теории социального государственного управления и менеджмента.
Методы исследования. В работе использовались как общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, историко-генетический, анализ, синтез, обобщение, сравнение), так и специальные - сравнительно-исторический, гуманитарно-личностный, антропоморфный, типологический анализ, ситуационный подход, статистический анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.