Для осмысления современного состояния отечественной юридической психологии и определения путей ее развития необходимо изучение ее истории. Однако на протяжении многих лет в советские годы по идеологическим соображениям без должного внимания оставалось творческое наследие целой плеяды русских мыслителей, заложивших основы юридической психологии и подготовивших ее формирование как самостоятельной отрасли отечественной психологической науки.
С первых шагов становления юридической психологии в России в XVIII веке необходимость использования психологических знаний о человеке при разработке законов осмысливалась в неразрывной связи с необходимостью оказывать воспитательное воздействие на заключенных. Уже в этот период предпосылками для разработки психологических основ научного знания в области криминалистики служили психологические идеи, обращенные к проблемам педагогического воздействия на формирование и перевоспитание личности человека, совершившего преступление.
Идеи той области психологического знания, которые впоследствии легли в основу оформления психологии воспитания и обучения, то есть педагогической психологии, развивались в России последовательно, что и привело к выделению специфической формы педагогической психологии в недрах психологии юридической - исправительной (пенитенциарной) психологии.
В трудах российских психологов вопросы возникновения и развития юридической психологии в России начали фрагментарно отображаться в 90-ых годах XX в. Фактически данные вопросы находили свое отражение в предисловиях к учебникам по юридической психологии, в разделах об истории развития юридической психологии. Собственно вопросам возникновения юридической психологии в России уделялось незначительное внимание, ограниченное упоминанием основных работ российских юристов и психологов, внесших вклад в развитие этой научной отрасли. В 2000 году под редакцией В.В. Романова вышла хрестоматия по юридической психологии, в которую были включены редкие публикации конца XIX -начала XX в.в., отражающие актуальные и для современной правоприменительной практики психолого-правовые проблемы, однако анализ опубликованных работ не осуществлялся.
Цель исследования: выявление и анализ предпосылок становления и развития юридической психологии в России как науки и ее особого аспекта в педагогической психологии — перевоспитание преступника.
Объект исследования: научное наследие российских ученых -криминалистов, медиков, психологов и педагогов XYIII- начала XX в.в.
Предмет исследования: научные идеи, повлиявшие на зарождение и оформление юридической психологии в России как науки.