За последнее десятилетие общее среднее образование приобрело принципиально новое качество. Произошел отход от всеобщей унификации обучения. Появились многообразие видов и типов общеобразовательных учреждений, вариативность образовательных программ, ориентированных на потребности личности и расширяющийся общественный образовательный спрос. Педагогические коллективы школ получили самостоятельность в организации как образовательного процесса, так и финансово-хозяйственной деятельности. Инновационное движение в школьном образовании стало весомым фактором его развития.
Вместе с тем в последние годы в общем образовании существенно обострились многие проблемы, сдерживающие это развитие и отрицательно влияющие на качество образования.
Основные из них:
отсутствие реальных государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего среднего образования и как следствие – рост социального и территориального неравенства в этой сфере, в том числе неравенства возможностей городских и сельских детей;
крайняя неэффективность организационно-экономических механизмов системы общего среднего образования, неудовлетворительная заработная плата ее работников, прогрессирующее разрушение ее материально-технической базы;
резко нарастающее отставание содержания школьного образования от потребностей современной жизни, которое усугубляется непрекращающимися попытками введения неадекватных образовательных стандартов, консервирующих это отставание.
В настоящее время содержание школьного образования предельно перенасыщено устаревшим материалом. Значительная его часть не только не востребуется в жизни, но фактически попросту не усваивается учащимися (по математике, физике, химии, биологии на 50–60%). С другой стороны, школа дает явно недостаточную подготовку по социально-гуманитарным дисциплинам, что препятствует гражданскому становлению учащихся, формированию у них системы духовных ценностей, усвоению необходимых современных социальных знаний и навыков.
Такое состояние содержания общего среднего образования имеет крайне негативные как образовательные, так и социально-экономические последствия. Оно заведомо закладывает отставание и неконкурентоспособность страны, ведет к неэффективной трате и без того недостающих в образовании средств, к разрушению здоровья подрастающих поколений, не обеспечивает решения задач их социализации, подготовки к трудовой деятельности и продолжению образования. Разрыв между выпускными требованиями среднего (полного) общего образования и входными – профессионального образования продолжает расти. Этот разрыв заполняется репетиторами и платными курсами, что еще более усугубляет рост социального неравенства в получении образования. Круг, таким образом, замыкается.
В этих условиях все попытки поднять качество нынешнего общего образования оказываются эфемерными, бесперспективными. Ибо устаревшее, несовременное образование по определению не может быть качественным.