Идеи английского просветителя Джона Локка оказываются особенно актуальными в свете данной тенденции развития современной педагогики. Педагог приходит к истине через преподаваемый им предмет. Не является исключением из этого правила и преподаватель иностранных языков. Владея английским и немецким языками, работая с иностранными источниками, имея двадцатилетний просветительный и педагогический опыт, мы полагаем, что в состоянии внести определенный вклад в исследование зарубежной исторической педагогической мысли. Мы рассчитываем и на особую практическую ценность своей работы, ибо сознаем, что некоторые наши рекомендации могут быть успешно использованы учителями и воспитателями в повседневной деятельности.
Вековечные ценности в историческом опыте воспитания и образования выявляются и объективно представляются научной общественности в результате историко-педагогического анализа процесса возникновения, становления и функционирования традиционной культуры поведения личности. Речь идет о нравственности как состоянии души, которая является глобальной, но с национально-этнической фактурой. В условиях конструктивного диалога культур народы духовно обогащаются, постигая культурные достижения друг друга. В результате происходит умножение существующих и появление новых ценностей. Ретроспективная реконструкция прошлых, по содержанию и значению современных идей воспитания с привлечением многогранной педагогической, научной, государственной и врачебной деятельности Локка, аккумулировавшего всё многообразие западноевропейской цивилизации, может быть полезной в области воспитания.
Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе содержится достаточно материалов о Локке. Следует отметить, что философские, политические, экономические взгляды английского просветителя глубоко изучены и проанализированы учеными. Дореволюционная литература о Локке представлена работами таких авторов, как Е.Ф Литвинова, П.Ф.Николаев, В.Серебреников, Боурн (H.R.F. Bourne), Т.Фаулер (Th. Fowler), А.Фрезер (A.C.Fraser). Из постреволюционных исследователей творческого наследия Локка выделяются прежде всего К.В.Гребенев (1929) и Д.Рахман (1924). Современные отечественные ученые И.С.НарскиЙ, Г.А.Заиченко, П.Г.Рахубо, Б.В.Мееровский, Н.В.Мотрошилова внесли заметный вклад в изучение философского учения Локка. Среди работ, опубликованных за рубежом о Локке, выделяются труды Дж.Иолтона (J.W. Yolton), Дж.Макки (J.L.Mackie), Г.Пэрри (G.Parry), М.Селигера (M.Seliger), Р.И.Аарона (R.I.Aaron). Тем не менее история исследования и оценки воспитательной платформы Локка не отличается большим богатством и разнообразием. Среди авторов, анализирующих позицию Локка в области воспитания, можно назвать В.Ермилова (1905) и М.Ф.Шабаеву (1939), Е.Н.Медынского, Г.Б.Корнетова, К.И.Салимову. Отдельные аспекты педагогической системы английского просветителя нашли определенное отражение в небольших по объему современных публикациях К.Д.Авдеевой, А.Н.Шиминой, В.А.Ротенберг, В.Н.Липника, А.Плеханова, Е.Поваровой, В.Кумарина.