Психологические особенности совладающего поведения у работников МЧС [631] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Психологические особенности совладающего поведения у работников МЧС
Номер работы : 631
Вид работы :
Дипломные работы
Предмет :
Психология
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
1 Теоретический анализ психологических особенностей совладающего поведения у работников МЧС.. 8
1.1 Психологические особенности деятельности специалистов МЧС.. 8
1.1.1 Профессия спасателя МЧС, требования к профессии. 8
1.1.2 Экстремальные ситуации: понятие и классификация. 17
1.1.3 Деятельность в экстремальных условиях. 20
1.2 Стратегии совладания с жизненными трудностями. 26
1.2.1 Понятие «совладания с жизненными трудностями». 28
1.2.2 Основные подходы к изучению совладающего поведения. 29
1.3 Феномен профессионального выгорания. 38
1.3.1 Понятие профессионального выгорания. 39
1.3.2 Основные подходы к изучению профессионального выгорания. 40
1.4 Выводы.. 43
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей совладающего поведения у работников МЧС.. 44
2.1 Сведения об испытуемых. 44
2.2 Описание использованных методик. 45
2.3 Программа исследования. 50
2.4 Результаты.. 51
2.5 Обсуждение результатов. 56
2.6 Выводы.. 64
Общие выводы.. 66
Заключение. 67
Список использованной литературы.. 69
Приложение А.. 73
Приложение Б. 74
Приложение В. 75
Приложение Г. 76
Приложение Д.. 77
Приложение Е. 78
Приложение Ж.. 79
Приложение И.. 80
Введение
Волна терактов, прокатившаяся по стране, показала, как нужны России специалисты по экстремальным ситуациям. С одной стороны, такие люди есть (например, в министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ). Но если учитывать газетные публикации, можно увидеть, что таких людей у нас очень мало. И это не удивительно, т.к. в стране не так много учебных заведений, которые готовили бы профессионалов, способных действовать в условиях опасности и риска, в критических и экстремальных ситуациях. Да и на психологических факультетах вузов нашей страны такой спецкурс читается крайне редко. Классические западные работы на эту тему не переведены. Вот почему на месте катастрофы нередко оказываются простые люди, энтузиасты, добровольцы…
Именно поэтому тема экстремальности и экстремальной психологии в частности, на сегодняшний день нуждается в разработке. Статьи и публикации всё чаще появляются в журналах, газетах и сети Интернет, но в них редко упоминается о профессиональной деятельности в подобных условиях и о людях-профессионалах, которые работают в экстремальных ситуациях, спасая жизни других. Также редко проводятся и исследования на данную тему.
В отечественной психологии вопросами поведения и переживания людей в экстремальных ситуациях занимаются в основном представители психологии труда. Изучается, прежде всего, профессиональная деятельность лётчиков, космонавтов, операторов АЭС [12, 16, 28, 32].
Профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля (спасателей МЧС России, а также подводников, космонавтов, военнослужащих, пожарных) характеризуется воздействием большого числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к работникам. Специфика подобного вида деятельности заключается в том, что она осуществляется или может осуществляться в условиях реальной угрозы, опасности для жизни. При этом, несмотря на негативное воздействие разнообразных факторов среды, люди выполняют свои профессиональные обязанности весьма успешно. У исследователей возникает вопрос: «Почему большинство лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, частично теряют контроль над своим поведением, а профессионалы в этих условиях действуют успешно?».
В большинстве случаев психологическая помощь оказывается непосредственно пострадавшим во время бедствия или теракта людям. Однако деятельность в экстремальных условиях не проходит бесследно даже для профессионалов. А потому актуальным становится
.................................
Заключение
В ходе выполнения дипломной работы были выполнены поставленные задачи:
1. Проведен теоретический анализ психологической литературы с целью исследования:
а) психологических особенностей деятельности специалистов МЧС (экстремальных ситуаций и экстремальных условий деятельности);
б) стратегий, моделей и навыков совладающего поведения;
в) существующих подходов изучения совладающего поведения;
г) феномена выгорания в профессиональной среде, как частного случая проявления профессиональной деформации.
2. Проведено эмпирическое исследование моделей совладающего поведения у работников МЧС.
3. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи характера совладающего поведения и индивидуальных психологических характеристик работника МЧС.
Таким образом, была достигнута цель исследования, а именно были выявлены особенности совладающего поведения у работников МЧС.
В ходе проведенного эмпирического исследования подтверждена гипотеза о том, что существуют
4. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб, «Сударыня», 2001.
5. Бодалев А.А. О человеке в экстремальной ситуации // Мир психологии, №4, 2012. С.127-134.
6. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности // Прикладная психология, №3, 2002. С.38-53.
7. Калмыков С.В., Сагалеев А.С. Актуальность исследования спорта как модели деятельности в экстремальных условиях в контексте дихотомии «Восток-Запад»// Теория и практика физической культуры, №10, 2000.
18. Мотивация поведения: биологический, когнитивный и социальный аспекты / Р. Фрэнкин. – 5е изд. – СПб.: Питер, 2003.
19. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии, том 1, №2, 1998.
20. Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, том 18, №5, 1997. С.20-30.
21. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, № 1, 2001.
22. Погорелов А.Г. Развитие и профессиональное становление молодежи в образовательных системах / Труды 7-й Международной научной конференции. Т.3.Москва-Таганрог, 2002.
23. Погорелов А.Г., Погорелова Е.И. Стили реагирования альпинистов различных квалификаций в экстремальной ситуации. В материалах всероссийской конференции: - «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» // Изд-во ИУБиП, Ростов-на-Дону, 2002.
24. Практикум по дифференциальной психодиагностики профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
25. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой. – СПб.: Питер, 2011.
26. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие, 2-е издание/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и др. – СПб: Издательство С-Петербургского университета, 2010.
27. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.
28. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
29. Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2001.
30. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ под общей ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - (Серия «Учебник нового века»).
31. Психология здоровья: Учебник для вузов/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – (Серия «Учебник для вузов»).