Вход авторов



межличностные отношения у агрессивных подростков [507] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : межличностные отношения у агрессивных подростков
Номер работы : 507
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1.1. Личность и общение
1.1.2. Понятие группы и её роль в межличностных отношениях
1.1.3. Виды межличностных отношений
1.1.4. Психологическая характеристика и особенности межличностных отношений подростков
1.2. Агрессивное поведение подростков и межличностные отношения
1.2.1. Агрессия, как социально-психологический феномен
1.2.2. Причины и особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. Влияние агрессивного поведения подростков на их межличностные отношения
1.3. Выводы
II. Эмпирическое исследование
2.1. Цель, гипотеза и субъекты исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение

История человечества знает много примеров агрессии, причём уровень проявленной при этом жестокости заставляет ужасаться до сих пор. И современный мир включает в себя элементы противостояния, которые то там, то здесь проявляются в открытой форме противоборства. Не прошло ещё ни одного дня в истории, чтобы люди не

ВЫБОРОЧНО

, противоречивую роль в жизнедеятельности общества.

Общественный прогресс не стоит на месте. Новые знания открывают новые возможности. Всё то, что ещё недавно входило в разряд научной фантастики, уже сегодня представляется реальным. Но к сожалению, не каждый человек в состоянии воспользоваться всеми благами современной цивилизации, и проводимая повсеместно пропаганда потребительского общества усиливает противоречия между «хочу» и «могу» у многих слоёв населения и ведёт к формированию массовой потенциальной агрессии, которая в любой момент может вылиться в открытое противостояние и привести к смене правящих элит.

Происходящие в обществе процессы особое влияние оказывают на подростков, которые сталкиваются со взрослой жизнью, зачастую не подготовленными к её восприятию. Получая из внешних источников стимулы к потреблению, подростки не могут удовлетворить свои желания в силу социально-экономических проблем. Всё это и становится причиной фрустрации, которая сопровождается агрессивным поведением. Конечно, существуют и другие причины агрессивного поведения подростков, такие как не достаточная социализация или физиологические особенности нервной системы организма, но в

ВЫБОРОЧНО

в силу не достаточной своей социализации, ищут другие объекты приложения собственной агрессии, например, направляя её на более слабых сверстников.

У многих подростков агрессивное поведение сопровождается стремлением к лидерству, в котором они видят способ достижения желаемых результатов. Таким образом, проблема подростковой агрессии прямым образом связана с проблемой межличностных отношений. Всё это и обуславливает актуальность темы исследования («Межличностные отношения у агрессивных подростков»).

Объект данного исследования – подростки 8 – 10 классов одной из школ г. Серпухова Московской области.

Предмет исследования – межличностные

ВЫБОРОЧНО

в межличностных отношениях;

3) Выявить основные виды межличностных отношений;

4) Дать психологическую характеристику и выделить особенности межличностных отношений подростков;

5) Охарактеризовать агрессию, как социально-психологический феномен;

6) Выявить причины и особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте, её влияние на межличностные отношения;

7) Проверить выдвинутую гипотезу в рамках эмпирического исследования.

При написании дипломной работы нами применялись следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы по проблеме исследования (психологическая, педагогическая, методическая);

- анализ существующих методик;

- эмпирическое исследование, включившее в себя методику Басса-Дарки, социометрический эксперимент, методику исследования самооценки Т. Лири;

- методы структурного анализа;

- графические методы исследования.

Перед тем, как приступить к проведению исследований, нами выдвигается гипотеза о том, что подростковая агрессивность развивается с возрастом. Изучая эту проблему, необходимо выделять болезненную агрессивность и агрессивность естественную. Подростки, чья агрессивность вызвана нарушениями в психологическом развитии, как правило, отвергаются коллективом сверстников и их агрессия носит деструктивный характер. Если же агрессия связана с возрастными процессами, с переживанием предстоящей взрослой жизни, то такая агрессия может носить конструктивный характер и такие подростки, как правило, занимают лидирующее положение в группе. Агрессивность таких подростков – это способ достижения желаемого результата.

Проведённые исследования имеют

ВЫБОРОЧНО

 исследование подростковой агрессивности, которая при определённых обстоятельствах направляет подростка на поиск новых путей решения проблемы и повышает его статус в коллективе. Умение управлять такими подростками – это умение управлять всем коллективом. В данном случае агрессивность должна быть направлена в правильное русло, на созидание, а не на разрушение. Задача педагога - научить подростка выработке законных путей достижения желаемых результатов.

Заключение

Проведённые нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

Межличностные отношения являются неотъемлемым элементом социализации личности, в том числе подростка. Особенностью межличностных отношений между подростками является то, что эти отношения являются главным источником информации, которую подросток по разным причинам не может получить от взрослых

ВЫБОРОЧНО

в кружке или секции и т.п.). Как правило, подросток считается с требованиями референтной группы, в противном случае, он перестаёт в неё входить (отвергается группой). Хорошо, если требования, ожидания, интересы, идеалы и все прочие ценностные ориентации всех референтных для данной личности групп более или менее совпадают или оказываются близкими и, что особенно важно, связаны с общественно значимыми целями и идеалами. Если же этого нет, то личность, принадлежащая двум противоположно направленным референтным группам, переживает тяжелый внутренний конфликт.

Происходящие в России социально-экономические процессы ведут к выделению в межличностных отношениях агрессивных начал. Лидерство в нашем обществе напрямую ассоциируется с определённой степенью агрессивности. Авторитарные методы управления всё больше доминируют в работе с коллективами. Не являются исключением и подростковые коллективы, которые повседневно сталкиваются с подобными примерами, перенимая соответствующий опыт.

Навязываемые подросткам примеры агрессивного поведения становятся фундаментом для внутригрупповой предпочтительности и выбора по признаку референтности. Подросток, который может любым способом получить желаемый результат, в том числе через проявление агрессии в отношении «чужих», становится лидером в референтной группе. Общение подростков, как правило, не носит продуктивный характер и формируется по принципу совместного времяпрепровождения, именно поэтому, главный критерий выбора лидера сводится к его способности организовать интересный досуг, защиту и поступление необходимой для других подростков информации, получаемой в общении. Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

ВЫБОРОЧНО

Межличностные отношения подростка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики. Фаза индивидуализации характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у подростков интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками, которые принимают более выборочный характер. Главная цель (которая, конечно же, не осознаётся подростками) межличностных отношений в подростковом возрасте – социализация личности перед её вступлением во взрослую жизнь.

В процессе анализа

ВЫБОРОЧНО

групп, перенося свою агрессию на «чужих». Всё это ведёт к социальному закреплению модели агрессивного поведения не только для подростка-лидера, но и для окружающих его сверстников. Данная гипотеза нашла практически полное подтверждение в ходе эмпирического исследования с некоторыми уточнениями.

Было установлено, что уровень подростковой агрессии заметно усиливается с возрастом, что подтверждает её фрустрационную природу. В исследуемых группах были выделены разные категории подростков от лидеров до отверженных и установлено, что среди лидеров большее число принадлежит именно агрессивным подросткам, а среди отверженных  - подросткам с пониженным уровнем агрессивности. Но в тоже время, в число отверженных и принебрегаемых так же попали агрессивные подростки. Данное объясняется тем, что агрессивность этих подростков в основном проявляется в озлоблении, прямой агрессии и обиде, то есть, направлена не на предмет, препятствующий достижению цели, а на своих сверстников. Что касается лидеров-агрессоров, то их агрессивность направлена на устранение препятствия к достижению цели, при этом они умело втягивают в этот процесс своих сверстников, то есть, организуют созидательную

ВЫБОРОЧНО

так и её членов. Именно поэтому все свои неудачи они связывают с конкретным лицом – лидером «чужой» группы.

Данная нами оценка межличностных отношений по методике Т. Лири позволила ещё глубже закрепиться в нашей гипотезе. Было установлено, что лидерам свойственны властно–доминирующий, независимо-доминирующий и прямолинейно-агрессивный варианты межличностных отношений. В то время как отверженные в межличностных отношениях предпочитают недоверчиво-скептический, покорно-застенчивый и зависимо-послушный варианты. Всё это ещё раз свидетельствует о роли агрессивности подростка в установлении его статуса в межличностных отношениях.

Что касается агрессивных подростков, которые не попали в число лидеров и были отнесены к отверженным и принебрегаемым, то им свойственно использование в межличностных отношениях таких вариантов как чрезмерное упор­ство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость. Кроме этого, имеют место проявление недоверия к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недоволь­ством и подозрительностью. Можно сделать вывод, что агрессивность этих подростков, в отличие от агрессивности подростков-лидеров, имеет психофизиологическую природу или

ВЫБОРОЧНО

о агрессия, вызванная фрустрацией, когда подросток направляет её на предмет, препятствующий достижению цели. Но говорить о конструктивности здесь необходимо с большой осторожностью. Если такие подростки лишены наблюдения со стороны педагога, данная форма агрессии может стать деструктивной и в отличие от предыдущего примера, носить целенаправленный характер, что делает её проявление наиболее опасным для общества. Как правило, педагогическая запущенность приводит таких подростков к экстремальному поведению, направленному против всего остального общества, а те группы, в которых эти подростки лидируют, становятся на путь преступлений. Именно поэтому подростковая агрессия, вызванная процессами развития и имеющая фрустрационную природу, должна управляться и направляться в нужное для общества русло.

Список литературы

1.     Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.

2.     Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания.
Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1980

3.     Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999

4.     Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков. – М.: Медпрактика-М, 2005.

5.     Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. – М.: МПСИ, 2002.

6.     Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.

7.     Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997

8.     Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.

9.     Выготский  Л.С.   Педология подростка // Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984.

10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

11. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. – М., 1993.

12. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

13. Гуров В.Н. Социальная работа школы и семьи. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

14. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – М.: Речь, 2005.

15. Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов / Отв. Ред. В.С. Собкин. М., 1990.

16. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. – М.: Проспект, 2005.

17. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998.

18. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

19. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: Прайм-Еврознак, 2005.

20. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

21.  Крэйхи Барбара. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003.

22. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-21.

23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

24. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994.

25. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – М.: Речь, 2005.

26. Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг. / Под редакцией Жукова Ю.М. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

27. Паренс Генри. Агрессия наших детей. – М., 1997.

28. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2005.

29. Проблемы социального развития. – М.: Дашков, 2004.

30. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи: Методика и тесты. – М.: Бахрах, 2004.

31. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. -  №5. – С.3-18.

33.  Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.

34.  Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – М.: Речь, 2006.

35.  Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.

36. Семенюк Л.М. Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции. – М., 1996.

37. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001.

38. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. – М.: Речь, 2002.

39. Солдатова. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2004.

40. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2004.

41. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции: Перевод с немецкого. – СПб.: Питер, 2005.

42. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.

43. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.

44. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! Агрессия. – М.: Олма-Пресс, 2002.

45. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. – М.: Сфера, 2005.

46. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: КомКнига, 2006.

47. Яременко С.Н., Подопригора С.Я., Бондаренко Т.А., Социология для технических вузов. – М., 2001.

ЦЕНА РАБОТЫ: 7900 рублей
Страниц - 86; Год - 2011 год; Количество приложений - 8;
Примечания: 86 страниц с приложениями

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе