Глава 1. Теоретические подходы к изучению детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................................5
1.1. Исторический аспект исследования и современные представления о стертой форме дизартрии........................................................................................5
1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией...13
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................29
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушения звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.....................................37
2.1. Организация констатирующего эксперимента............................................37
2.2. Результат констатирующего эксперимента..................................................42
2.3. Проведение констатирующего эксперимента..............................................45
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента.....................................53
Легкая степень дизартрии — одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Р
Объект исследования - состояние речевых функций и процессов у дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.
Целью исследования является изучение и выявление эффективных путей коррекций звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования предстояло решить следующие задачи:
1. изучить
ВЫБОРОЧНО
формированию звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
3. провести сравнительный анализ экспериментальной и традиционной методики преодоления нарушений звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.
Методами исследования являлись: анализ литературы по проблеме исследования, анализ анамнестических данных, беседа наблюдение, анализ экспериментальных данных.
Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического
ВЫБОРОЧНО
мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
ВЫБОРОЧНО
будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.
У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Сложность
ВЫБОРОЧНО
-педагогический и логопедический аспекты.
Нарушение произносительной стороны у детей со стертой дизартрией является ведущим в структуре речевого дефекта.
При стертой дизартрии фонетические нарушения обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).
Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах.
Звукопроизношение может зависеть от фонетического контекста, т.е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. 2. Аркина Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1972. 3. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2005. 4. Волкова Л.С. (редактор), Логопедия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “дефектология”, М., Просвещение, 1989 5. Волкова Л.С., Селивестров В.И. (редакторы) Хрестоматия по логопедии, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 6. Введение в логопедию. Часть I / Фомичева М.Ф. и др. - М.:ИПП,1996.- 7. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы ди¬зартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волко¬вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1997. - Том 1. 8. Выготоский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1966. 9. Дидактический материал по коррекции произношения звуков ГГ, КК, ХХ / Коноваленко. - М.,Гном-Пресс,1999 10. Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., Издательский центр “Академия”, 2003 11. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с ми¬нимальными дизартрическими расстройства: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2000. 12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до¬школьного возраста. — СПб.: Союз, 2004. 13. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до¬школьного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004. 14. Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошколь¬ников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. — СПб, 1995. 15. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де¬тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста¬точностью. — СПб, 1996. 16. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2012. 17. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий //Хресто¬матия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Сели¬верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1. 18. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников и ее исправления. — М.: Просвещение, 1967. 19. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей, М., Просвещение, 1969 20. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Ди¬зартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко¬вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА¬ДОС, 1997. - Т. 1. 21. Стертая дизартрия у детей. Учеб. пособие для студентов вузов Е. Ф. Архипова. М., 2008. 22. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2012. 23. Хрестоматия по логопедии. Т. 1 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 24. Эльконин Д. Б. развитие речи в дошкольном возрасте. —М., 1969 25. Карелина И. Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии и сложные дислалии //Дефектология. — 1996. - № 5. 26. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология. — 2011. - № 1. 27. Федосова О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии //Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1.
ЦЕНА РАБОТЫ: 5900 рублей
Страниц - 61;
Год - 2012 год; Количество приложений - -;
Примечания: Экспериментальная работа
Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет
Не подходит данная работа?
ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы по Вашим требованиям профессионалами