Вход авторов



Поиск готовых работ на сайте

Влияние супружеских аспектов семейной жизни на формирование психологических особенностей ребенка [111] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Влияние супружеских аспектов семейной жизни на формирование психологических особенностей ребенка
Номер работы : 111
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ АСПЕКТОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.. 10

1.1. Формирование психологических особенностей ребенка как предмет психологических исследований. 10

1.2. Супружеские аспекты семейной жизни как предмет психологических исследований. 16

1.3. Роль аспектов семейного неблагополучия в формировании психологических особенностей ребенка. 24

Выводы.. 31

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ АСПЕКТОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.. 35

2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования. 35

2.2. Методика исследования. 37

2.3. Результаты исследования. 42

Выводы.. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

БИБЛИОГРАФИЯ.. 63

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 67

Введение

Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу жизни, к уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого. Произошедшие за последние десятилетия трансформации в общественно-государственном устройстве страны обусловили серьезные изменения в жизни российских семей. Значительное число семей находится под негативным воздействием социально-экономических реформ. Процесс реформирования общества способствует возникновению социально-стрессовых ситуаций, которые влияют, в первую очередь, на семейные группы, формируя негативные изменения ее социально-психологического климата и отрицательную групповую динамику большого числа семей.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в родительской семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности и силе своего воздействия на личность ни один из известных институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.

Семья – это особая группа, играющая в воспитании личности основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это может привести к формированию у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, не способный управлять своими отрицательными эмоциями, нередко, сам того не ведая, способствует формированию подобного типа поведения у своих детей. Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, обогащало его внутренний мир, помогало ему без особых проблем адаптироваться в социуме и гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими его людьми.

Брак и семья на протяжении многих столетии являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

Семья оказывает огромное влияние на социализацию ребенка. Семейные условия воспитания, ступень, которое семья занимает в обществе, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образованности родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что в современной педагогической психологии не проработай пласт проблем, связанных с формированием психологических особенностей ребенка в зависимости от
Заключение

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

Воспитание детей в неполной семье (после развода родителей) обладает рядом особенностей, большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат семьи после развода во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

Данное исследование было направлено на определение восприятия

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

Воспитание детей в неполной семье (после развода родителей) обладает рядом особенностей, большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат семьи после развода во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

Данное исследование было направлено на определение восприятия
Список литературы
  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 174 с.
  2. Бютнер К. Жить с агрессивным ребенком. - М.: Педагогика, 1991. - 66 с.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.
  4. Венгер Л., Венгер М. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. - 113 с.
  5. Ветрова В., Смирнова Е. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1998. - 96 с.
  6. Воспитание детей в неполной семье. - М.:1980. - 214 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Т.3, 4. 1983, 1984.
  8. Галигузова Л., Смирнова Е. Ступени общения: от 1 до 7 лет. - М.: Просвещение, 1992. - С. 39-41.
  9. Герцен А. И. Былое и думы. Л.: 1978. - 107 с.
  10. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Методическое руководство / Под ред. А. Г. Лидерса, И. В. Ани-симовой. — Обнинск, 2003.
  11. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. - М.: Знание, 1986. - 140 с.
  12. Добсон Дж. Непослушный ребенок. - М.: Т-Око, 1992. - 232 с.
  13. Дубровина И.В., Минкова Э.Ф., Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения», 1995. - 123 с.
  14. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: 1975. - 170 с.
  15. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. Л. Внимание школьника. — М., 1987.
  16. Ермолаева-Томина Л.Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов. - М.: Наука, 1996. - С. 12.
  17. Заззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды. // Вопросы психологии, 1967. - С. 34.
  18. Захаров А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 129 с.
  19. Зимбардо Ф. Застенчивость.— М., 1991.
  20. Кон И. С. Открытие «Я». М.: 1978. - 97 с.
  21. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Воронеж, 1997. - 142 с.
  22. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М.: 1966. - 179 с.
  23. Крупская Н.К. Школьная муниципальная программа. - М.: 1966. - 87 с.
  24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: РОУ, 1996. - 370 с.
  25. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1990. - 79 с.
  26. Лаврушин В. И. Историко-культурное исследование семьи как носителя народной традиции // Материалы научной студенческой конференции. - Тамбов, 1996. - С. 23-25.
  27. Лаврушин В. И. Историческое взаимодействие семьи и общества // Материалы научной конференции молодых ученых. - Тамбов, 1997. - С. 148-149.
  28. Лаврушин В. И. Семейные отношения - основа становления личности // II Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 1996. - С. 19-20.
  29. Ладгеймер И., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 88 с.
  30. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок вас сводит с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 124 с.
  31. Липатов Э.В. Проблемы социализации. - Л.: Наука, 1996. - С. 44.
  32. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М., 1979. - 142 с.
  33. Лисина М.Б. Эмоциональная депревация. - М.: Наука, 1996. - 77 с.
  34. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста // Вопр. психологии,1961. С. 117-124.
  35. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. / Ред. сост. В.С.Мухина, М.: 1991. - 314 с.
  36. Матюшкин А.М. Школьные трудности неблагополучных детей. - М.: Просвщеение, 1991. - 120 с.
  37. Меньшикова (Осоргина) М. Ценностные ориентаинн мужчин в сфере семьи и работы. Выпускная работа. 4 курс, научный руководитель канд. экон. наук А. Р. Михеева, кафедра обшей социологии. ЭФ НГУ. Новосибирск. 2009.
  38. Мешов Р.С. Психология. - М.: Просещение, 1995. - 131 с.
  39. Михеева А. Р. От сожительства к семье (взгляд на трансформацию института брака сквозь призму женских историй) // Общество и экономика: социальные проблемы трансформации / Под ред. А. Михеевой. Новосибирск: ИЭиОПП. 1998. С. 169-184.
  40. Мухина О.Ю. Особенности личности детей, воспитывающихся в интернатных условиях. - М.: Наука, 2006. - 88 с.
  41. Обухова Л. Ф. Детская психология. М.: Просвещение, 1991. - 371 с.
  42. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. // Психология формирования и развития личности. - М.: 1981. - С. 90-118.
  43. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: 1980. - 214 с.
  44. Перре-Клермон А. Роль социального воздействия в развитии интеллекта. - М.: Просвещение, 2007. - 180 с.
  45. Попова М.И. Особенности речевых проявлений детей с первого полугодия второго года жизни. // Вопросы психологии. 1968. 4. - 49 с.
  46. Поппер П., Раншбург И. Секреты личности. - М.: Педагогика. 1982. - С. 46.
  47. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Наука, 1990. - С. 33-49.
  48. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. / Под ред. И.В.Дубровиной, М.: 1991. - 154 с.
  49. Слободчиков В.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 22.
  50. Тимофееев В.Ю. О причинах социального сиротства в современных условиях и путях его преодоления. - М.: Наука, 1994. - С. 81.
  51. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостаточным развитием. - М.: Педагогика, 1988. - С. 99.
  52. Толек А.Н. Материалы по диагностике развития и адаптации воспитанника детского дома. - М.: РОУ, 1994. - С. 29.
  53. Уайт Б. Первые три года жизни. - М.: Педагогика, 1982. - С. 77.
  54. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Е. Мир входящему. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 226 с.
  55. Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 277 с.
  56. Шадриков В.Д. Проблемы социализации // Психологический журнал. - 5. - 1983. - С. 3.
  57. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосознание. - В кн.: Проблемы сознания. М.: 1966. - 118 с.
  58. Яковлева Е.Л. Познавательная деятельность личности. - Ульяновск: наука, 1985. - С. 96.
  59. Яковлева Е.Л. Психическое развитие детдомовцев. - Ульяновск: Наука, 1983. - С. 44.
  60. Михеева А. Р. Некоторые особенности современного процесса формирования семьи // ЭКО. 1999. № 9. С. 120 - 130 .
  61. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.. Аверин В.Ю. Психология детдомовца. - М.: Изд-во: РОУ, 1996. - С. 37-39.
ЦЕНА РАБОТЫ: 4900 рублей
Страниц - 66; Год - 2010 год; Количество приложений - 19;
Примечания: К работе так же прилагается доклад, раздаточный материал, 11 приложений общим объемом 36 листов

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе