Вход авторов



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ [736] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Номер работы : 736
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке…………………..8

§1. Сущность и структура предпрофильной подготовки................................8

§2. Содержание и средства социально-педагогического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке..………………...…………….…..24

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке..........................................................................................................38

§1. Система социально-педагогического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке…………………………………………………38

§2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………………….62

     Заключение…………………………………………………………………82

     Список использованных источников……………………………………..87

     Приложение………………………………………………………………..92  

Введение

     Актуальность исследования. В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.

     В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

     В начале XXI века стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального информационного общества. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в содержании российского школьного образования, и именно они должны стать основой его кардинальной модернизации.

     Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружить обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели всех уровней образования, по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

     Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработкой гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего...........................................
Заключение

     В последние два-три года в российской системе образования произошли существенные изменения. Модернизация российского образования связана с введением в старших классах школы профильного обучения – системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Реализация идеи профильности обучения ставит выпускника основной ступени, то есть девятиклассника, перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.Ключевой идеей профильного обучения является идея роста возможностей выбора, и очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен.

     В первой главе дипломного исследования мы попытались раскрыть сущность и определить структуру ключевых понятий: «профильное обучение», «предпрофильная подготовка», «готовность к выбору профиля обучения». Этому посвящен первый параграф первой главы. Мы сделали вывод о том, что необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени и готовности его к выбору профиля обучения, является введение предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Цель предпрофильной подготовки – формирование у учащихся готовности к выбору профиля обучения. Под готовностью учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения понимается способность к самостоятельной, ответственной и осознанной формулировке запроса к образовательному учреждению, связанного с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью.

     Нами были выявлены основные структурные компоненты предпрофильной подготовки учащихся: курсы по выбору, содержание и форма организации которых ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе; информационная работа (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после девятого класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей) и профориентационная работа, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования.

     Во втором параграфе первой главы раскрываются содержание и средства социально-педагогического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке. Мы определили соотношение понятий «помощь», «поддержка» и «сопровождение» и пришли к выводу, что квалифицированное социально-педагогическое сопровождение в новой системе предпрофильной подготовки и профильного обучения помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения. Под социально-педагогическим сопровождением предпрофильной подготовки учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития. Содержание социально-педагогического сопровождения старше­классника в процессе предпрофильной подготовки определяется задачами. Для решения задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников: презентация «образовательной карты» территории, матрицы альтернативного выбора, активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения, игры, тренинги, кейсы, методики самопознания и самоанализы, диагностические методики. Результатом предпрофильной подготовки является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору профиля обучения.

     Во II главе опытно-экспериментальной работы по.................................................
Список литературы

1.       Акимова М.Н., Родина Л.И. Дипломная работа по социально-педагогической проблематике: Методические рекомендации. – Самара, 2006. – 41 с.

2.       Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – 2013. – Вып. 6.

3.       Афанасьева Г.В., Гафарова Е.В. Психологический подход к проблеме профессионального самоопределения учащихся МУК «Престиж» Центрального района г. Новосибирска. – Новосибирск, 2004.

4.       Битянова М.И. Я выбираю профессию… В первый раз // Методическая газета «Школьный психолог». – 2006. – №2. – С.29-30.

5.       Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

6.       Газман О.С. Неклассическое воспитание. – М., 2012.

7.       Горячева Р.Н., Ильинская Т.М. Методическое обеспечение предпрофильной подготовки учащихся основной школы. – Самара: ГОУ СИПКРО. – 276 с.

8.       Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Метод. пособие / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.

9.       Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения: Метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.

10.   Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.

11.   Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». – М., 1996.

12.    Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. – М.: педагогика, 1991.

13.   Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

14.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

15.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №1. – С. 3-16.

16.   Концепция профильного обучения – вариант окончательный и утвержденный. Модернизация: шаг в будущее // Учительская газета. – 2002. – №42. – С. 13-36.

17.   Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии, 2002. – № 4. – С. 79-91.

18.   Кравцова Е.В. Девятиклассники. Материал для проведения родительского собрания // Газета «Школьный психолог». – 2003. – №11.

19.   Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы). – М.: ИОСО РАО, 2013. – 66 с.

20.   Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.

21.    Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения. – СПб.: КАРО, 2012. – 128 с.

22.   Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет  / Под. ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.

23.   Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Кн. для учителей / Авторы-составители: И.С. Батракова,                А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. – СПб, 1993.

24.   Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

25.   Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.

26.   Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред.                    И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

27.   Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией Битяновой М. Р. – СПб: «Питер», 2004. – 304 с.

28.   Прихожан А.М. Восьмиклассники. Материал для проведения родительского собрания // Газета «Школьный психолог», №21. – 2002. –  С. 12-13.

29.   Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.

30.   Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: ИД «Первое сентября», 2004.

31.   Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие под ред. Митиной Л.М. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 184 с.

32.   Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005.

33.   Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80 с.

34.   Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

35.   Семенова З.В. Углубленное обучение информатике и профильная школа // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №2. – C. 24-29.

36.   Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 110 с.

37.   Титкова М.С. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение // Методическая газета «Школьный психолог». – 2012. – №5. – С. 25-29.

38.   Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003. – 208 с.

39.   Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием / Сост. А.А. Пинский, С.С. Кравцов, А.М. Водянский, А.Г. Каспржак,        А.Г. Капустняк, И.И. Колесниченко, М.А. Пинская, Е.Л. Рачевский,           Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова. – Москва, 2003.

40.   Чепурных Е.Е. Актуальные проблемы модернизации российского образования // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2002. – №5. – С. 39-46.

41.    Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

42.   Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Новая школа, 2004.

43.   Чистякова С.Н., Умовская И.А., Шалавина Т.И. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 189 с.

44.   Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

45.   Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред.                   М.М. Поташника. – М., 1991.

46.   Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Под ред. А.В. Баранникова. – М.: АСТ Астрель, 2002. - 221 с.

47.    Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

48.   Юсфин С.М. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. – 1998. – №6.

49.    Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. – М., 1996.

 

ЦЕНА РАБОТЫ: 4900 рублей
Страниц - 92; Год - 2013 год; Количество приложений - 15;
Примечания: В работе проведено опытно-экспериментальное исследование

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе