Развитие тактильной чувствительности и мелких движений пальчиков у детей до 1 года [651] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Развитие тактильной чувствительности и мелких движений пальчиков у детей до 1 года
Номер работы : 651
Вид работы :
Дипломные работы
Предмет :
Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.. 7
2.1. Значение развития тактильной чувствительности и мелких движений пальчиков у детей до 1 года. 7
2.2. Тактильные ощущения. 13
2.3. Исследование порогов интенсивности в тактильной чувствительности 17
2.4. Развитие мелкой моторики пальчиков. 22
3. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА.. 36
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКИХ ДВИЖЕНИЙ ЛАДОНЕЙ У ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА.. 42
5. РАЗИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 50
5.1. Развитие тактильных ощущений. 50
5.2. Игры, способствующие развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики ладоней. 54
6. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РАЗВИТИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 63
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ОТ 0 ДО 12 МЕСЯЦЕВ ПО РАЗВИТИЮ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКИХ ДВИЖЕНИЙ ЛАДОНЕЙ.. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 86
Введение
Представление о том, что при любом двигательном
тренинге упражняются не только руки, но и мозг,
вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов.
Н.А. Бернштейн
1. ВВЕДЕНИЕ
Я, работаю воспитателем в Рязанском Доме ребенка 25 лет. Все эти годы занималась воспитанием детей первого года жизни.
Дети, которые к нам поступают, чаще всего недоношенные, имеющие заболевания (ДЦП, перенатальная энцефалопатия, алкогольная фетопатия, синдром мышечной дистонии, кардиопатия), неблагоприятную наследственность.
В Доме ребенка они попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен: дети Домов ребенка быстро устают и возбуждаются. Их особенностью является более медленный темп развития, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Я, наблюдая за детьми, отметила, что они испытывают трудности в процессе восприятия: зрительного, слухового и тактильного. Ориентировочно-исследовательская деятельность у них в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой уровня развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности. У наших детей сенсорный опыт не закрепляется и не обобщается в слове, в более старшем возрасте.
Поэтому я, чтобы помочь детям в развитии, стала работать над проблемой развития тактильно-двигательного восприятия у детей 1 года жизни.
Это особенно важно для ребенка 1 года жизни, так как активность кожи рук, движение пальчиков не только способствуют развитию познавательных функций, но и оказывают мощное стимулирующее воздействие на мозг ребенка.
Занимаясь данной проблемой, я выяснила, что у детей, которые прошли через серию специально подготовленных занятий, повысился уровень нервно-психического и физического развития; дети научились тянуть ручки к предложенному предмету, начали сжимать и разжимать пальчики при ощупывании предмета, у них быстрее накапливается сенсорный опыт.
Исследуемые мной положения о том, что динамика развития детей с проблемами в обучении подчиняется общим законам психического развития (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.), дает основание для оптимистической оценки результатов коррекционно-педагогического воздействия, что обеспечивает основу для их социальной и трудовой адаптации.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети дают заметное продвижение (А.К.Аксенова, Г.А.Волкова
Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М., 1975.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. –М., 1985, 318 с.
Бертин А. Возможности развития. МНПО “Жизнь” 1992, 29 с.
Биттерлих Л.Р., Смирнова И.В. Этапы нервно-психического развития детей первых лет жизни. Сумы, 1995.
Бехтерев В.М. Социальное и психологическое. Сборник научных статей. Минск, 2001. С. 210
Брехман Г. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего. М.: Медицинская газета №16 от 03.03.1999. - с.10
Валлон А. Психическое развитие ребенка, М., 1968.
Восстановительное лечение детей с поражениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие/ Под ред. И. В.Добрякова, Т. Г. Щедриной. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. - 317 с.
Вебер Э. Руническое искусство : СПб., Евразия, 2012, 160 c.
12. Вопросы изучения детской речи // А. Н. Гвоздев . – М., 1961.
13. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
Веккер Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессовИздательство "Смысл". Москва, 1998
Воспитание и обучение детей раннего возраста // Л.Н.Павлова, М.:1983
Воспитание и развитие детей раннего возраста // Г.М.Лямина, М.: 1981
Есаков А. И., Дмитриева Т. М., Нейро-физиологические основы тактильного восприятия, М., 1971
Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 1986 г.
Зотов А., Хенвен В., Дуткина Л., Ахмерова Ф. Материнство и детство//Воспитание до рождения - это реально, статья. М.: Медицинская газета от 21.03.1997
Ильинский О. Б., Физиология кожной чувствительности, в кн.: Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии)
Ковалев Д.В. Ходунки, прыгунки, "кенгуру" и другие М.: Журнал "Здоровье" 1997.
Кутякова О.И.., Евтушенко С.К., Васюкова А.Т., Евтушенко О.С., Дубовцева О.О., Алешникова Л.Я., Порошина О.В. Ноотропная диета в лечении умственной отсталости и речевых нарушений у детей // Социальная педиатрия . Киев; 2001, 372-374 с.
Ливинская А.М. Опыт использования транскраниальной микрополяризации в лечении расстройств экспрессивной речи у детей / Ливинская А.М., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Никишена И.С. // Санкт-Петербургские научные чтения: Междунар. молодежный мед. конгресс: Материалы конф. – СПб., 2005. – С.61.
Ливинская А.М. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении специфических расстройств развития речи / Чутко Л.С., Ливинская А.М., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., Сергеев А.В. // Вопросы курортологии и физиотерапии. - 2011 - № 6.- С. 42-44.
Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие / Чутко Л.С., Ливинская А.М. - СПб., 2006.- 48 с.