Вход авторов



Развитие логического мышления у учащихся на уроках математики в начальной школе [649] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Развитие логического мышления у учащихся на уроках математики в начальной школе
Номер работы : 649
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Актуальность темы……………………………………………………3
Глава I. Теория и практика. Состояние проблемы……………………………..8
   1.1.История становления вопроса развития логического мышления………..8
   1.2.Логико-психологические проблемы начальной математики как учебного предмета………………………………………………………………………….18
   1.3.Психологические характеристики мышления……..……………….23
Глава II. Развитие основных логических мыслительных операций в процессе обучения математике..…………………………………………...32
   2.1. Формирование приемов умственной деятельности по Н.Б. Истоми-  ной..……………………………………………………………………………….32
   2.2. Логика построения содержания курса и методические подходы к фор- мированию математических понятий и общих способов действий, нацелен-ные на развитие логического мышления……...……………………………….44
   2.3. Особенности построения урока математики, способствующие развитию основных логических операций ……………………………………………….59
Глава III. Экспериментальные исследования развития логического мышле-ния………………………………………………………………………………...63
   3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..64
   3.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..68
Заключение………………………………………………………………………78
Библиография……………………………………………………………………81
Приложение……………………………………………………………………...85
Введение

Данная работа посвящена развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является   использование   различных форм, методов и приемов, а также определенных видов упражнений, учебных заданий, направленных на развитие всех видов мыслительных операций, решение школьниками нестандартных логических задач.

Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель..............................
Заключение

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логически рассуждать. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли.

Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, развиты мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Эти мыслительные операции в психолого – педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.

Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания  обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках математики  дети почти все время решают учебно-тренировочные  типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.

С одной стороны - засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существовало, тормозит
................................
Список литературы

1. Алексеева А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных классах: Психолого – педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. 

3. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 47-52.

4. Баранов С.П., Чиркова Н.И. Развитие логики мышления младших школьников // Начальная школа. – 2006. - № 12. С. 22-25.

5. Винокурова Н. К.  Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2002.

6. Гайдаржи Г.Х., Ильиченко С.В. Развитие логического мышления // Начальная школа. – 2006. - № 5. С. 93-94.

7. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Владос, 1994.

8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство, 1997.

9. Зайкин М.И., Колосова В.А. Провоцирующие задачи как средство развития мышления школьников // Начальная школа. – 2007. - № 9. С. 29-33.

10. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1993.

11. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.

12. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996.

13. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996.

14. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996.

15. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.

16. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1995.

17. Истомина Н. Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000.

18. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.

19.История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов/Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. – М.: ТЦ Сфера, 1998.

20. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997.

21. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000.

22. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.

23. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 1996.

24. Лоскутова Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. – 2005. - № 4. С. 80-81.

25. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1996.

26. Магомедов Н.Г. Некоторые упражнения по усвоению элементов математической логики // Начальная школа. – 2002. - № 3. С. 48-50.

27. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1992.

28. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003.

29. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003.

30. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 2000.

31. Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами – Минск, 2005.

32. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. – М.: Просвещение, 1995.

33. Овчинникова В. С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей. – М.: Мегатрон, 1998.

34. Останина Е.Е. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач // Начальная школа. – 2004. - № 7. С. 36-39.

35. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др., под ред. Бабанского Ю.К. 2-е издание, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1998.

36. Педагогическая энциклопедия. – М.: Знание, 2003.

37. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

38. Петрушина С.В. О развитии пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. – 2007. - № 8. С. 56-58.

39. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

40. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. – 1995. - №6. – с.51-53.

41. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

42. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Альфа, 1998.

43. Сухин И.Г. Задача «Волк, коза и капуста»// Начальная школа. – 2002. - № 7. С. 69.

44. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, 1996.

45. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

46. Яковлева С.Г. Развитие логических суждений у младших школьников // Начальная школа. – 2002. - № 12. С. 84-85.

ЦЕНА РАБОТЫ: 4900 рублей
Страниц - 84; Год - 2008 год; - ;
Примечания: теоретически и практически обосновывает необходимость развития основных логических операций у учащихся на уроках математики в начальной школе. В работе изложены различные формы, методы и приемы, а также определенные виды упражнений, учебные задания, содержащиеся в учебнике Н.Б. Истоминой, направленные на развитие всех видов мыслительных операций. Материал исследования изложен логично, выводы обоснованы. Тема раскрыта глубоко, представлен практический материал

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе