Применение здравосберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы [617] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Применение здравосберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Номер работы : 617
Вид работы :
Дипломные работы
Предмет :
Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава I. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.. 9
§ 1.1. Особенности физиологического развития ребенка младшего школьного возраста. 9
§ 1.2. Проблема здоровьесбережения в современных системах образования 29
§ 1.3. Анализ опыта применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.. 40
Глава II. Особенности опытно-экспериментальной работы по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы 46
§ 1. Выявление уровня здоровья младших школьников. 46
§ 2. Применение здоровьесберегающих технологий в Баграмовской СОШ Рязанской области, Рыбновского района (село Баграмово) 59
§ 3. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы.. 71
Заключение. 82
Список используемой литературы.. 85
Приложения. 89
Введение
«Здоровье - это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать».
(Н. Нильсон)
Введение
Актуальность темы работы. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач социального развития страны обуславливает актуальность, необходимость проведения научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, формированию и укреплению здорового образа жизни в образовательном процессе начальной школы.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье человека определяется как состояние:
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье - это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье - это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье - это право каждого».
Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации
...............................
Заключение
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы позволил сформулировать следующие основные результаты.
В настоящей работы был проведено исследование применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Баграмовской СОШ Рязанской области, Рыбновского района (село Баграмово). Всего в эксперименте было задействовано 10 человек (учащихся 3 «А» и 4 «А» классов). Исследование было проведено в период с 1 сентября 2011 года по 25 апреля 2012 года.
Изложенная разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся и опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, ...........................................
Список литературы
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45»Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») // «Российская газета», № 174, 19.08.2008.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 05.03.2004 № 8 и от 07.04.2006 № 8, которым отказано в государственной регистрации Минюстом РФ, были введены в действие СанПиН 2.3.2.1842-04 «Дополнения и изменения № 3 к СанПиН 2.3.2.1078-01» и СанПиН 2.3.2.2047-06 «Дополнения и изменения № 4 к СанПиН 2.3.2.1078-01» соответственно. // «Российская газета», № 106, 15.06.2002 (Постановление).
Письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» (вместе с «Методическими рекомендациями «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»)
Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2011 .
Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 2010, № 10.
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 2006.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Творческий центр «Сфера», 2005г.
Бородкина Г. В., Бограш Г. И. и др. Медико – психологическое обеспечение учебного процесса.- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2007.