Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы художественного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения декоративному рисованию………………………………………………………..6
1.1. Значение декоративного рисования и его содержание в детском саду........6
1.2. Специфика развития художественно-творческих способностей в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию..............................................................................................................19
1.3. Методы и формы овладения детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию..............................................................................................................26
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию...........................30
2.1. Выявление владения средствами художественной выразительности в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста..................30
2.2. Система работы, направленной на овладение детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию...............................................................35
2.3. Анализ эффективности работы, направленной на овладение детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию ..........................57
Объект исследования – декоративное рисование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ознакомление старших дошкольников со средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию.
Цель исследования – изучение механизмов овладения средствами художественной выразительности в декоративном рисовании у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.
В соответствии с целью исследования автором были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть специфику обучения декоративному рисованию в старшем дошкольном возрасте в отечественных психолого-педагогических исследованиях;
- выявить особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию;
- составить систему работы по овладению детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию;
- экспериментально выявить эффективные методы и приемы, способствующие овладению детьми старшего дошкольного возраста средствами художественной выразительности на занятиях по декоративному рисованию.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
• качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Список литературы
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
2. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 1991. - 124 с.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н.Белкина. — Ярославль, 1998. - 255 с.
5. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
6. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. Волгоград, 2011. - 143 с.
7. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: Сфера, 2000. 80 с.
8. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.
Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008. 480 с.
10. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999. 344 с.
11. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004. - 143 с.
12. Дьяченко, О. М.Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. - М., 1996. 197 с.
13. Евдокимова, Е.С.Развитие гуманистической направленности личности дошкольников (3-7 лет) в условиях изобразительной деятельности / Е.С. Евдокимова. - Волгоград, 1995. - 64 с.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства / В.В. Зеленьковский. — М., 1996. - 346 с.
15. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом, 2004. - 128 с.
16. КазаковаТ. Г. Развитие у дошкольников творчества / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. - 147 с.
18. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество».- М.: Педагогическое общество России. 2005. - 205 с.
19. Комарова Т. С. [и др.] Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 114 с.
20. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 197 с.
21. Лушников Б. В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2006. - 98 с.
22. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.
23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991. - 129 с.
24. Особенности психического развития 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988. - 249 с.
Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 314 с.
27. Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства: Учебное пособие /Сост. и редактор доцент В.Д. Дольский. - М.: Издательство МГУП, 2000. - 120 с.
28. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007. - 256 с.
Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. - 585 с.
30. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 280 с.
31. Сакулина, Н. П Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду - М., 1982. - 115 с.
32. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль : Гринго, 1996. - 96 с.
33. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 150 с.
34. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. - 14-17 с.
35. Степанов С. Тайна детского рисунка//Няня - 1997- №9. - 29-34 с.
36. Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - 27-30 с.