Глава 1. Исторические предпосылки развития местного самоуправления в России.......................................................................................................................7
1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности...............................................................................7
1.2. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации..............................................................................................................35
1.3. Функциональное назначение местного самоуправления...........................45
Глава 2. Особенности построения местного самоуправления в Рязанской области....................................................................................................................64
2.1. Общая характеристика Рязанской области..................................................64
2.2. Основы организации местного самоуправления в Рязанской области.....72
Глава 3. Совершенствование местного самоуправления г.Рязань....................76
Кардинальные изменения в общественно-экономическом строе Российской Федерации потребовали такого же характера преобразований в организации и деятельности публичной власти в центре и на местах.
Этот процесс требует принципиального совершенствования «вертикальной» организации государственной власти и ее взаимосвязи с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением.
В развитом гражданском обществе государство (общий интерес, по Гегелю) выполняет свою интегративную функцию общества путем регулирования различных социальных отношений с помощью законодательства и другой нормотворческой деятельности, а также защиты и гарантированности прав и свобод граждан.
На локальном уровне местные (муниципальные) общины различных видов (городских, сельских и других) обеспечивают исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самим населением в различных организационно-правовых формах и под свою ответственность. Это и составляет суть и содержание местного самоуправления, автономной деятельности самоорганизующегося местного населения. Если этот уровень организации публичной власти жестко «встроен» в государственную управление скую систему, теряет свою автономность по отношению к последней, есть все основания для утверждения о ликвидации самоуправления, об утрате самого важного свойства местного самоуправления — решения вопросов местного значения самим населением. Таких примеров много в истории различных государств, включая Россию дореволюционного и советского периодов.
Конституция нового Российского государства заложила фундаентальные политро-юридические основы решения проблем организации народовластия в государственной и муниципальной формах. Причем в ней речь идет не об органах — агентах центральной власти на местах. Вопрос решен об организации народовластия на тех административно-территориальных уровнях, которые позволяют местному населению решать самостоятельно свои жизненные проблемы в собственных интересах и под свою ответственность. Но эта форма народовластия организационно отделена от государственной системы народовластия в Российской Федерации. В то же время обе формы народовластия функционально неразрывно связаны, что закреплено в Основном Законе Российской Федерации как одна из основ ее конституционного строя (ст. 3, 12 Конституции Российской Федерации). Этот принцип все более внедряется в практику создания новой системы государственно-муниципального управления Россией. Следует, однако, отметить, что такая работа требует серьезного научного и методологического обоснования.
При ее проведении следует учитывать многие объективные и субъективные факторы, ускоряющие или тормозящие перестройку государственной и муниципальной организации народовластия. Последовательная научно обоснованная реализация конституционных принципов и гарантий местного самоуправления, обеспечение его материально-финансовой и иной автономии и независимости от государственного аппарата в рамках муниципальной компетенции позволят этому важнейшему институту ускорить формирование и развитие гражданского общества в России, значительно повысить жизненный уровень российского народа, его качества и, что очень важно, сблизить государственную власть с народом. Закрепленная Конституцией Российской Федерации государственно-правовая природа местного самоуправления может стать надежной основой решения многих вопросов политического, социально-экономического и иного характера на территории всей России. Однако достижение названных целей возможно лишь при реализации всех возможностей, заложенных в местное самоуправление Конституцией Российской Федерации. Только целенаправленное «внедрение» необходимых демократических форм способно переломить, к сожалению, уже наметившиеся негативные тенденции в становлении «местного» народовластия, в стремлении многих чиновников государственного аппарата субъектов Российской Федерации замедлить развитие местного самоуправления, не допустить создания реальной материально-финансовой и юридической базы местных сообществ, ликвидировать наиболее важные звенья в системе муниципального управления. В научной литературе нет еще обшей картины проблем муниципального строительства, хотя острая потребность в этом уже ощущается.
Все это и предопределило актуальность темы исследования.
Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы развития самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемые прежде всего с государственно-правовых позиций.
Методологическую основу исследования составляет прежде всего системный и диалектический подход к изучаемому объекту. Кроме того, в работе использован метод сравнительного правоведения, историко-правовой анализ, обобщение эмпирического материала по всем вопросам темы исследования.
Теоретическая основа исследования. При написании автор тщательно изучал труды российских и других ученых юристов бывшего Союза ССР, русских дореволюционных юристов, современных российских и зарубежных ученых, разнообразный законодательный материал, имеющиеся нормативные и правоприменительные акты органов муниципального управления различных субъектов Российской Федерации.
Проблематика становления местного самоуправления, однако, не является чисто юридической. Еще в советский период, несмотря на отрицательное отношение официальной идеологии к проблемам местного самоуправления вследствие «буржуазности» последнего и даже его опасности для советского общественного и государственного строя, многие ученые уделяли этой проблеме большое внимание. Среди юристов-ученых особенно большой вклад в изучение этих проблем внесли С.А. Авакьян, Г.В. Атаманчук, Г.В. Бараба-шев, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, А.А. Безуглов, А.К. Белых, Н.В. Варламова, В.И. Васильев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, А.В. Зиновьев, И.П. Ильинский, В.Ф. Коток, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, Л.Е. Лаптева, В. А. Пертцик, А. Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, В. И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и другие авторы. Однако о становлении целостной концепции местного самоуправления в нашей стране говорить не приходится.
Перестройка политической системы Российской Федерации значительно повысила интерес российских ученых. Появились первые учебники и учебные пособия для студентов-юристов по муниципальному праву, проблемы местного самоуправления уже исследуются в теоретических трудах российских ученых по общим проблемам государства и права, формам собственности, политической активности граждан и т.д.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе уже имеющихся теоретических и практических результатов формирования системы муниципального управления в субъектах Российской Федерации попытаться сформулировать основные понятия местного самоуправления, его сути и содержания, обосновать научно-практические рекомендации, направленные на ускорение процесса становления местного самоуправления.
В рамках поставленной цели выделяются следующие основные задачи исследования:
— на основе исторического и современного подходов обосновывается объективная необходимость создания подлинно демократического местного самоуправления в системе новой российской государственности как фундамента этой государственности;
— исходя из этой необходимости, возникает сложная задача теоретического анализа государственно-правовой природы местного самоуправления, сформулированной и закрепленной в Конституции Российской Федерации, конституциях и других конституционных актах субъектов Российской Федерации;
— последнее обусловило необходимость исследования решения многих вопросов местного самоуправления в юридических актах федерального и иного уровня, что, разумеется, стало одной из основных задач диссертационного исследования;
— в результате системного подхода к исследованию правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование муниципального управления, были отмечены пробелы и недостатки правового регулирования важнейших отношений, возникающих в местном самоуправлении и юридической защиты местного самоуправления;
— с учетом анализа институциональных и функциональных аспектов местного самоуправления, определения видов и правового статуса субъектов муниципальных правоотношений делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правовых проблем взаимоотношений между муниципальными и государственными органами, с одной стороны, и между выше- и нижестоящими звеньями муниципального управления - с другой;
— изучение этих задач обусловило необходимость исследования общекомпетиционных проблем местного самоуправления в Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Май. 1990.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта 2007 г.)
4. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"
5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня, 28 декабря 2004 г.)
6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21 июля 2005 г.)
7. Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июня, 22 октября 1992 г., 28 апреля, 22 декабря 1993 г., 28 августа 1995 г., 18 июня 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 17 апреля 2006 г.)
8. Арбузов С.В. Устав муниципального образования и основные проблемы уставного регулирования (на примере городского самоуправления): Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
9. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века / Под ред. В.А.Динеса. Саратов.- 1997.
10. Аяцков Д.Ф., Володин В.В. и др. Местное самоуправление в России".- Саратов.- 1994.
11. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. -1994.
12. Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2: Правовой статус органов местного самоуправления в правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере: Учеб. пособие. / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. Саратов: Изд-во Пагс, 2000.
13. Граф И.В. Обеспечение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Тюмень, 2001.
14. Демьянченко А.Н., Обушенков А. Л. Муниципальное управление: учебное пособие. -М. -1998.
15. Дитятковский М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
16. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2005 г.
17. Капустин А.М. Правовые основы институционализации территориального общественного самоуправления в России: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2001.
18. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2001.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - "Юрайт-М", "Новая Правовая культура", 2002 г.
20. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Система ГАРАНТ, 2005 г.
21. Кононов А.М. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации: Автореф. дис.: докт. юрид. наук. М., 2000.
22. Макушин А.А. Организационные и правовые основы деятельности органов местного самоуправления по охране общественного порядка: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Челябинск, 2000.
23. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) - Система ГАРАНТ, 2003 г.
24. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) - "БЕК", 1994 г.
25. Тихомиров Ю.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - "Норма", 1996 г.
26. Барсегян А.Г. Новый этап формирования системы местного самоуправления в Москве // "Законодательство", N 5, 2003 г.
27. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // "Журнал российского права", N 4, 2001 г.
28. Беседина А.С. Компетенция представительных органов местного самоуправления по установлению межбюджетных отношений // "Гражданин и право", N 6, 2006 г.
29. Беседина А.С. Межбюджетные отношения в системе местного самоуправления // "Право и экономика", N 7, 2005 г.
30. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления (, "Журнал российского права", N 4, 2002 г.
31. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // "Журнал российского права", N 10, 2006 г.
32. Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // "Журнал российского права", N 3, 2006 г.
33. Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // "Журнал российского права", N 12, 2001 г.
34. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // "Журнал российского права", N 8, 2001 г.
35. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // "Журнал российского права", N 1, 2004 г.
36. Васильев В.И. Местное самоуправление: центр и регионы // "Журнал российского права", N 3, 2003 г.
37. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // "Журнал российского права", N 6, 2006 г.
38. Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // "Российская юстиция", N 6, 2001 г.
39. Дитятковский М.Ю. Передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий // "Право и экономика", N 9, 2006 г.
40. Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // "Журнал российского права", N 10, 2006 г.
41. Карчевская С. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления // "Бюджет", N 8. 2006 г.
42. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 7, 2001 г.
43. Контарев М.В. Перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления // "Российская юстиция", N 12, 2005 г.
44. Курманов М.М., Мижарева Н. Проблемы исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами государственной власти субъектов Российской Федерации // "Законодательство и экономика", N 2, 2005 г.
45. Малько А.В., Затонский В.А. Правовая политика в сфере местного самоуправления как средство усиления Российской государственности // "Закон", N 11, 2006 г.
46. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // "Законодательство и экономика", N 12, 2003 г.
47. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // "Законодательство и экономика", N 12, 2003 г.
48. Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // "Законодательство", N 4, 2005 г.
49. Модин Н. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // "Российская юстиция", N 3, 2002 г.
50. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // "Журнал российского права", N 10, 2002 г.
51. Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления // "Гражданин и право", N 4, 5, 2003 г.
52. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Социально значимые работы по новому закону о местном самоуправлении // "Российская юстиция", N 2, 2006 г.
53. Пронина Л. О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления // "Бюджет", N 9, 2006 г.
54. Сахарнова В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления // "Журнал российского права", N 10, 2001 г.
55. Свирин Ю.А. Понятие местного самоуправления // "Право и жизнь", N 3, 2004 г.
56. Свирин Ю.А. Понятие местного самоуправления // "Право и жизнь", N 3, 2004 г.
57. Слива А.Я. Тезисы о местном самоуправлении // "Законодательство и экономика", N 8, 2004 г.
58. Смагина Е.С., Сивак Д.С. Вопросы правопреемства органов местного самоуправления вновь образованных поселений // "Российская юстиция", N 11, 2006 г.
59. Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // "Журнал российского права", N 5, 2003 г.
60. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 4, 2005 г.
61. Ю.А. Свирин Исторические этапы развития местного самоуправления в России // "Право и жизнь", N 5, 2004 г.
62. Яценко В.Н. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления // "Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 5, 2005 г.