В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях. Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Совершенствование законодательства невозможно без изучения его исторических корней, процесса его становления. Изучение основных тенденций, проблем, путей их решения в прошлом помогает избежать множества ошибок сегодня.
Тщательное изучение исторического опыта позволяет решать сложнейшие задачи современности.
Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность и выбор темы дипломной работ.
Проблема возникновения и развития законодательства, защищающего права и интересы потребителей, является довольно новой для российской правовой науки. Исторические и теоретические аспекты этой проблемы в научной литературе освещаются недостаточно полно.
Следует отметить, что в имеющихся отдельных исследованиях проблема защиты прав потребителей освещается исключительно в гражданско-правовом, административно-правовом, либо уголовно- правовом ракурсах. Следовательно, имеется широкое пространство для научного историко-правового исследования момента зарождения и становления норм, защищающих права и интересы потребителей, изучения механизмов защиты прав потребителей в процессе их развития.
Пытаясь восполнить этот пробел, автор дипломной работы, на основе комплексного изучения проблем и истории развития законодательства о защите прав потребителей, предлагает конкретные меры по его совершенствованию.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
• Осуществить анализ дореволюционного, советского, российского законодательства, на основании чего выявить проблемы, характерные для каждого периода истории в сфере защиты прав потребителей.
• Исследовать механизмы защиты прав и интересов потребителей с момента их формирования и по сегодняшний день.
• Провести сравнительный анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.
• Выявить проблемы, существующие в российском законодательстве и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского рынка на разных этапах исторического развития.
Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей на разных этапах истории.
Методологической база дипломного исследования представлена системой различных общенаучных и частнонаучньгх методов познания исследуемой проблемы. Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формальнологический, сравнительный методы. Автором также используются специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, историко-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.