Современный этап развития экономики России характеризуется наличием безработицы среди трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных специалистов универсального типа, изменениями требований к персоналу предприятий, их кадровой политике. Со временем меняются люди и требования к их профессиональной деятельности. Переход к устойчивому развитию российского общества требует глубокого и серьезного изучения всех аспектов деятельности работников и прежде всего их интеллектуальной, профессиональной деятельности, нравственно-психологических и других качеств.
Современная система управления персоналом, основанная на эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов в процессе производства, предполагает систематический анализ и оценку всех видов выполняемых работ, действующих на предприятии процессов труда и полученных результатов, служит экономической основой не только для совершенствования управления трудовыми ресурсами, рабочей силой, но и для рационального расходования всех производственных ресурсов, сбережения человеческого капитала.
Опыт экономических нововведений на предприятиях, а также современные разработки по совершенствованию управления свидетельствуют о дальнейшей необходимости углубленных исследований в области оценки управленческого потенциала предприятия, эффективности его использования в производстве. Именно поэтому совершенствование системы оценки персонала, разработка новых подходов к аттестации руководителей и специалистов приобретает сегодня особо важное значение. Это и определило актуальность выбранной темы исследования.
Несмотря на многообразие перечисленных направлений исследования социально-экономических вопросов, связанных с темой данной работы, каждое из них представляет собой отдельную необходимую часть, отдельные стороны задачи получения возможности оценки трудового потенциала управленческих кадров Администрации г.Рязани на основе аттестации.
В отечественной и зарубежной литературе имеется значительное количество научных работ, исследующих различные этапы управления персоналом. Вопросы оценки персонала организаций широко освещаются специалистами как в России, так и за рубежом. В этой связи необходимо упомянуть работы: B.C. Агеева, Т.Ю. Базарова, Е.А. Баканова, Д. Берк, Т. Бойцелла У. Брэдлика, А. Внесена, П.Ф. Друкера, В.А. Дятлова, А.Я. Кибанова, Я. Мейтланда, М.И. Магуры, Ю.Г. Одегова, Г.Х. Попова, В.В. Пошивалова, Д. Робинсона, В.А. Столяровой, В.К. Тарасова, В.В. Травина, Роберта М. Фаллеера, В.И. Шкатуллы, Г.В. Щекина.
Общей целью исследования является разработка методического инструментария аттестации, позволяющего комплексно изучить характер использования потенциала руководящих работников, вскрыть имеющиеся резервы, наметить эффективные формы и пути его совершенствования, разработать модели аттестации, позволяющей максимально снизить затраты на ее проведение и повысить достоверность получаемых результатов, способствующих выработке решений в области управления персоналом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические проблемы оценки персонала;
2) исследовать методы оценки персонала, применяемые в организациях и органах государственной власти России;
3) сформировать понятийный аппарат, определить основополагающие этапы оценки деятельности персонала в их логической взаимосвязи и последовательности, акцентируя внимание на аттестации персонала, позволяющей определить уровень соответствия работника занимаемой должности, выявить перспективы его служебного роста, стимулировать повышение его профессионального роста и профессиональной компетентности;
4) выявить исходные методические принципы организации оценки трудового потенциала;
5) проанализировать имеющиеся методы и стандартную структуру процесса аттестации, рассмотрев ее поэтапно;
6) определить ключевые методологические и практические проблемы оценки деловых, личностных качеств и результативности труда персонала;
7) обосновать направления совершенствования системы развития и продвижения кадров в резерв.
Объектом исследования в данной работе является кадровый потенциал Администрации г.Рязани.
Предметом исследования выбран механизм оценки организационно-управленческого потенциала Администрации г.Рязани, функционирования и развития системы стимулирования высокоэффективного труда ее служащих.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых в области экономики и организации труда, социологии и менеджмента персонала по проблеме оценки и аттестации персонала.
Методы, используемые при выполнении работы, общенаучные: диалектический, научной абстракции, анализа и синтеза, исторического и логического познания, исследования, сравнения, научной классификации; специальные (экономические): экономико-математический, статистических группировок, экономического анализа.