Кардинальные изменения в общественно-экономическом строе Российской Федерации потребовали такого же характера преобразований в организации и деятельности публичной власти в центре и на местах.
Этот процесс требует принципиального совершенствования «вертикальной» организации государственной власти и ее взаимосвязи с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением.
В развитом гражданском обществе государство (общий интерес, по Гегелю) выполняет свою интегративную функцию общества путем регулирования различных социальных отношений с помощью законодательства и другой нормотворческой деятельности, а также защиты и гарантированности прав и свобод граждан.
На локальном уровне местные (муниципальные) общины различных видов (городских, сельских и других) обеспечивают исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самим населением в различных организационно-правовых формах и под свою ответственность. Это и составляет суть и содержание местного самоуправления, автономной деятельности самоорганизующегося местного населения. Если этот уровень организации публичной власти жестко «встроен» в государственную управление скую систему, теряет свою автономность по отношению к последней, есть все основания для утверждения о ликвидации самоуправления, об утрате самого важного свойства местного самоуправления — решения вопросов местного значения самим населением. Таких примеров много в истории различных государств, включая Россию дореволюционного и советского периодов.
Одним из инструментов, позволяющих населению Российской Федерации осуществлять конституционное право на местное самоуправление являются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.
Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.
Этим двум функциям и соответствуют два типа органов – представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Ниже будет показано, что возможны совмещение функций представительного и исполнительного органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширение органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и другие модификации систем органов местного самоуправления.
Статья 131 Конституции Российской Федерации, а также пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливают, что «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». На практике при формировании структуры органов местного самоуправления специфика муниципального образования не всегда учитывается, что снижает жизнеспособность местного самоуправления.
Все это и предопределило актуальность темы исследования.
Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы развития самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемые прежде всего с государственно-правовых позиций.
Методологическую основу исследования составляет прежде всего системный и диалектический подход к изучаемому объекту. Кроме того, в работе использован метод сравнительного правоведения, историко-правовой анализ, обобщение эмпирического материала по всем вопросам темы исследования.
Теоретическая основа исследования. При написании автор тщательно изучал труды российских и других ученых юристов бывшего Союза ССР, русских дореволюционных юристов, современных российских и зарубежных ученых, разнообразный законодательный материал, имеющиеся нормативные и правоприменительные акты органов муниципального управления различных субъектов Российской Федерации.
Проблематика взаимоотношений представительного и исполнительного органов местного самоуправления, однако, не является чисто юридической. Еще в советский период, несмотря на отрицательное отношение официальной идеологии к проблемам местного самоуправления вследствие «буржуазности» последнего и даже его опасности для советского общественного и государственного строя, многие ученые уделяли этой проблеме большое внимание. Среди юристов-ученых особенно большой вклад в изучение этих проблем внесли С.А. Авакьян, Г.В. Атаманчук, Г.В. Бараба-шев, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, А.А. Безуглов, А.К. Белых, Н.В. Варламова, В.И. Васильев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, А.В. Зиновьев, И.П. Ильинский, В.Ф. Коток, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, Л.Е. Лаптева, В. А. Пертцик, А. Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, В. И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и другие авторы. Однако о становлении целостной концепции местного самоуправления в нашей стране говорить не приходится.
Целью данной работы является анализ правовых основ взаимоотношений представительного и исполнительного органов местного самоуправления и установление зависимости этих отношений от структуры органов местного самоуправления.
В рамках поставленной цели выделяются следующие основные задачи исследования:
— на основе исторического и современного подходов обосновывается объективная необходимость создания подлинно демократического местного самоуправления в системе новой российской государственности как фундамента этой государственности;
— исходя из этой необходимости, возникает сложная задача теоретического анализа государственно-правовой природы местного самоуправления, сформулированной и закрепленной в Конституции Российской Федерации, конституциях и других конституционных актах субъектов Российской Федерации;
— последнее обусловило необходимость исследования решения многих вопросов местного самоуправления в юридических актах федерального и иного уровня, что, разумеется, стало одной из основных задач диссертационного исследования;
— в результате системного подхода к исследованию правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование муниципального управления, были отмечены пробелы и недостатки правового регулирования важнейших отношений, возникающих в местном самоуправлении и юридической защиты местного самоуправления;
— с учетом анализа институциональных и функциональных аспектов местного самоуправления, определения видов и правового статуса субъектов муниципальных правоотношений делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правовых проблем взаимоотношений между муниципальными и государственными органами, с одной стороны, и между выше- и нижестоящими звеньями муниципального управления - с другой;
— изучение этих задач обусловило необходимость исследования общекомпетиционных проблем местного самоуправления в Российской Федерации.